Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - Глава 9. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Реальный мир, каким мы его знаем, выступает как своеобразное соединение элементов конкуренции с несовершенствами, внесенными монополиями.

Поль Самуэльсон

9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции

Развитие стран мира однозначно свидетельствует, что эффективное функционирование рыночной экономики предопределяется наличием конкуренции, при которой все экономические субъекты имеют равные возможности для осуществления своей хозяйственной деятельности.

Конкуренция — это мощный инструмент развития рыночной экономики, движущая сила, которая принуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции, ускорять внедрение новейших достижений науки и техники, проводить прогрессивные организационные и структурные изменения в процессе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развитости и цивилизованности рыночных отношений.

Что же такое конкуренция?

Конкуренция (от лат. соncurrere — "сталкиваться") — экономическое соперничество, борьба между субъекта ми хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли.

Таким образом, цель конкуренции состоит в соперничестве рыночных субъектов за реализацию собственных интересов путем получения экономических конкурентных преимуществ над своими соперниками.

Основными условиями возникновения и функционирования конкуренции являются:

— наличие на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей продуктов или ресурсов;

— свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;

— абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него;

— определенное соответствие между спросом и предложением; нет места перепроизводству и дефициту;

— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;

— отсутствие соглашений между поставщиками и потребителями ресурсов, которые могут ограничить конкуренцию;

— наличие у каждого участника конкуренции полной информации о спросе, предложении, ценах, норме прибыли ИТ. п.

На современном этапе развития рыночной экономики конкуренцию определяют и как процесс использования уже известных (вышеназванных) факторов, и как открытие и использование новых условий ее усовершенствования.

Современными факторами развития конкуренции являются:

— общеэкономические: общий уровень и динамика производства; состояние деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитость кредитной и финансовой систем;

— технологические: отраслевая структура экономики; уровень распространения современных технологий; наличие в экономике технологического лидера; восприимчивость экономики относительно инноваций;

— институционально-социальные: законодательное обеспечение норм и правил экономической деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень вмешательства государства в экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая и социальная стабильность в обществе;

— международные: деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы; принятие международных правовых норм и пр.

Экономической основой развития конкурентных отношений в постсоциалистических странах и в частности в Украине стали демонополизация, приватизационные процессы, разгосударствление собственности, стимулирование предпринимательской инициативы, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение в отечественную экономику иностранного капитала, либерализация торговли и внешнеэкономической деятельности.

9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции
Экономический закон конкуренции
9.2. Виды экономической конкуренции
Показатели конкурентности и монопольной власти на рынке
9.3. Методы конкурентной борьбы
9.4. Монополия: причины возникновения, суть и основные формы
Классификация монополий
9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство в Украине
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru