Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 9.2. Виды экономической конкуренции

Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям (рис. 9.2).

Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.

Функцией внутриотраслевой конкуренции является сведение индивидуальной стоимости товаров к их единой общественной (рыночной) стоимости, которая определяется средними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеж

Классификация видов конкуренции

дают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассическим подходом эта сверхприбыль представляет собой экономическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием внутриотраслевой конкуренции является внедрение новых достижений науки и техники, снижение издержек производства, повышение качества продукции.

Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет различий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала.

Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал".

Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике.

В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыльность применения капитала по сравнению с другими сохраняется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препятствия на пути проникновения в значительно монополизированные отрасли и сферы новых капиталов. Поэтому в современных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов.

Экономические субъекты — участники внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от рыночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.

Креативный тип конкурентного поведения предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкурентного поведения состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников.

Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу.

С образованием и развитием мирового хозяйства возникает и международная конкуренция.

Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные компании наиболее развитых стран мира.

Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется такими чертами:

— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

— каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;

— никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;

— каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.

В условиях совершенной конкуренции отсутствует борьба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рынком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурентное поведение формируется таким образом, что производители должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма ХУЩ—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции -— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.

Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции.

Абсолютная монополия (гр, моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.

Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированная и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возникает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п.

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой стремятся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, в США приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близких к чистой монополии.

В современных условиях доминируют рынки монополистической и олигополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.

Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые черты совершенной конкуренции и монополизма.

Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспектами:

— большое количество продавцов и покупателей;

— вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия.

Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции выпускается и продается продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической — дифференцированная (гетерогенная).

Дифференциация товаров создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, лучшим условиям продажи и после реализационного обслуживания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продавцам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольность производителей на свою дифференцированную продукцию, позволяющая им повышать цену и получать дополнительную прибыль.

Концепцию монополистической конкуренции в первой трети XX в. одновременно разработали независимо друг от друга Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внимание на то, что дифференциация однотипных товаров приводит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть частично отделенных друг от друга, но взаимосвязанных между собой рынков. При этом существует разнообразие цен, затрат на производство, объемов выпуска определенных товаров. Такая дифференциация и порождает определенное монополистическое поведение отдельных производителей.

Наиболее распространенными рынками монополистической конкуренции являются рынки одежды, обуви, безалкогольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса и т. п. Участниками монополистической конкуренции могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.

Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

Для олигополии характерны следующие черты:

— малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;

— высокие барьеры для входа в отрасль;

— большая взаимозависимость предприятий-олигополистов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;

— контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.

В зависимости от количества субъектов различают "жесткую" олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и "мягкую" олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий.

Исходной моделью олигополистического рынка является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкурируют между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует небольшое количество покупателей определенного товара.

Предприятия-олигополисты владеют способностью реализовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или за олигополистом, "лидером по ценам", или присоединиться к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с другими предприятиями. Осознание своей зависимости каждым предприятием-олигополистом от реакции конкурентов называют олигополистической разумностью.

В западной экономической литературе утверждается, что в современных олигополиях основной силой, принуждающей продавцов прислушиваться к требованиям покупателей и не повышать чрезмерно цены по отношению к уровню затрат, является не конкуренция между ними, а определенное противодействие со стороны сильных покупателей-олигополистов.

Показатели конкурентности и монопольной власти на рынке

Для определения степени конкурентности и монопольной власти на рынке совершенной и несовершенной конкуренции экономическая теория и практика использует ряд показателей. Наиболее известными из них являются: коэффициент Лернера (L) индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI), коэффициент рыночной концентрации (СR).

Коэффициент Лернера (Lerner Index) позволяет определить степень конкурентности рынка и монопольной власти на нем отдельного хозяйствующего субъекта по формуле

Коэффициент Лернера приобретает значение от 0 (на рынке совершенной конкуренции) до 1 (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Величина коэффициента Лернера прямо пропорциональна монопольной власти и обратно пропорциональна конкуренции. Преимуществом этого показателя является то, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

Важным показателем концентрации отраслевого объема продаж является индекс Херфиндаля — Хиршмана (Herfindale-Hirahman Index. HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей хозяйствующих субъектов по формуле:

Индекс Херфиндаля — Хиршмана наиболее обобщающий показатель состояния рынка, который учитывает как количество предприятий, так и неравенство их положения на рынке.

Единицы измерения индекса Херфиндаля — Хиршмана: в процентах — от 0 до 10 000, в долях — от 0 до 1. Если показатель ННI приобретает значение 10 ООО, это означает существование абсолютной монополии. Бели показатель ННI приобретает значение 0, то это означает полную деконцен-трацию рынка.

Коэффициент рыночной концентрации является суммой определенного количества наибольших долей продажи хозяйствующими субъектами известного товарного рынка. Он определяется как доля (процент) от общих продаж отрасли, приходящаяся на несколько крупных предприятий (фирм), ранжированных согласно их доле на рынке.

Комплексное использование указанных индексов позволяет дать количественную оценку состояния определенного рынка с точки зрения уровня его концентрации и степени развития конкуренции (табл. 9.1).

Показатели конкурентности и монопольной власти на рынке
9.3. Методы конкурентной борьбы
9.4. Монополия: причины возникновения, суть и основные формы
Классификация монополий
9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство в Украине
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
10.1. Содержание, основные черты и признаки предпринимательства
10.2. Теории и модели предпринимательства
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru