Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство

Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:

— во-первых, монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса;

— во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;

— в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;

— в-четвертых, склонны к хищническому использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;

— в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;

— в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении;

— в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п.

Однако монополии имеют и определенные положительные черты.

Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников. Кроме того, эффект "масштаба производства" крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие "монополия" с понятием "крупное предприятие", которое имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением государство осуществляет антимонопольную политику.

Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Первый антимонопольный (антитрестовский) закон — так называемый закон Шермана — был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клейтона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.

По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов XX в.

Однако между американской и европейской антимонопольной политикой имеются различия:

— американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;

— европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.

В современных условиях национальный и наднациональный уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов.

На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.

Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений".

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство в Украине
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
10.1. Содержание, основные черты и признаки предпринимательства
10.2. Теории и модели предпринимательства
10.3. Организационно-правовые формы предпринимательства
Система участия
10.4. Классификация предприятий по размеру. Малый бизнес. Новые виды предпринимательской деятельности
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 11. КАПИТАЛ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru