Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 13.3. Спрос на ресурсы и факторы, его определяющие, в теории предельной производительности

Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребительские товары, связан с производством, осуществляемым конкретным предприятием (фирмой). В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею определяется и объем спроса на ресурсы. Это означает, что предприятие стремится приобрести такой объем ресурсов, использование которого обеспечит максимизацию прибыли.

Для понимания процесса формирования спроса на ресурсы необходимо учесть два момента:

1) спрос на ресурсы зависит от спроса на экономические блага, произведенные из этих факторов, т. е. спрос на ресурсы производный от спроса на продукты;

2) цены на ресурсы зависят от типа рыночных структур, где реализуются факторы и экономические блага, произведенные из этих ресурсов.

Начнем рассмотрение формирования спроса на факторы с наиболее простой ситуации, когда предприятие покупает ресурс на рынке совершенной конкуренции и продает свой продукт на совершенно конкурентном рынке.

В условиях совершенной конкуренции предприятие производит и продает столько продукции по цене, сложившейся на рынке, сколько считает необходимым. Влияния на цену своего продукта предприятие не имеет, поскольку удельный вес отдельного предприятия в общем объеме продукта очень незначителен. Бели доля предприятия в производстве незначительна, то, естественно, и его удельный вес в закупке ресурсов невелик. Соответственно, отдельное предприятие не оказывает влияния на цену ресурса.

Объем спроса на ресурсы зависит от двух факторов:

— производительности ресурса;

— рыночной цены товара, произведенного из этого ресурса.

Понятно, что ресурс более производительный будет пользоваться большим спросом, чем менее производительный.

Для иллюстрации влияния производительности ресурса и цены продукта, изготовленного из него на спрос на ресурс воспользуемся табл. 13.1. Данные таблицы условны. Они показывают, что закон убывающей производительности ресурса начинает действовать при увеличении ресурса уже на первую единицу. Такое условие принимается для упрощения.

Таблица 13.1. Определение спроса на ресурс в условиях совершенно конкурентных рынков ресурсов и продуктов

Определение спроса на ресурс в условиях совершенно конкурентных рынков ресурсов и продуктов

Поведение предприятия на рынке ресурсов определяется правилом использования ресурсов, которое математически представлено равенством:

Объясним, почему именно это равенство определяет целесообразность использования дополнительных единиц переменного ресурса.

Для упрощения примем условие, что единственным переменным ресурсом1 для предприятия является труд. Такое условие приемлемо, поскольку, во-первых, труд — самый распространенный ресурс, находящийся в собственности домашних хозяйств; во-вторых, спрос на другие ресурсы выводится аналогично спросу на труд.

В общем поведение предприятия на рынке ресурсов будет следующим: стремясь максимизировать прибыль, оно будет стараться увеличивать дополнительные единицы факторов до тех пор, пока добавочная единица ресурса будет приносить прирост общего дохода (MRP).

Тогда правило прибыльного использования ресурсов для предприятия можно сформулировать следующим образом: для предприятия прибыльное использование дополнительных единиц переменного фактора длится до тех пор, пока MRP ресурса не уравновесится с MRC.

Естественно, каждая дополнительная единица ресурса требует от предпринимателя добавочных затрат. Величина, на которую возрастают затраты предприятия с каждой до полнительной единицей привлеченного фактора, называется предельными затратами на ресурсы (МRС).

Спрос предприятия на ресурсы в условиях совершенной конкуренции

Для совершенно конкурентного рынка предельная выручка (доход) от предельного продукта (MRP) равняется предельной стоимости (ценности) продукта (VМР), который определяется формулой VМР — МР • Рх, что подробнее будет рассмотрено на примере несовершенно конкурентного рынка ресурсов.

По отношению к труду сказанное выше означает, что на совершенно конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается рыночным спросом на труд и рыночным предложением труда. Отдельное предприятие не может влиять на ставку заработной платы из-за очень незначительной его доли в рыночном спросе на наемный труд.

Соответственно общие затраты на ресурс "труд" увеличиваются на величину ставки заработной платы для каждого

Это свидетельствует о том, что МRРL является кривой спроса на труд.

Мы рассмотрели спрос на переменный ресурс в условиях совершенно конкурентных рынков факторов и продуктов. Влияние монополизма на спрос на ресурсы нам следуем рассмотреть сейчас.

Спрос на ресурсы при несовершенной конкуренции
Правило минимизации затрат предприятия
13.4. Ценообразование на рынке труда. Заработная плата как рыночное явление
Выбор между повышением дохода и увеличением свободного времени
Предложение труда для предприятия в условиях совершенной конкуренции
Предложение труда для отрасли
Предложение труда в масштабах экономики
Рыночное равновесие и равновесие предприятия на конкурентном рынке труда
Равновесие на отраслевом рынке труда. Роль отраслевых рынков труда в экономике
13.5. Экономическая рента и трансфертный доход в составе заработной платы. Формы и системы заработной платы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru