Экономическая теория - Бутук А.И. - 1.2. Институты организации рынка рабочей силы

На рынок труда прямо или косвенно влияют по существу все социальные учреждения в большей или меньшей степени. Рассмотрим лишь те из них, которые непосредственно детерминируют данный рынок, заметно меняя его с точки зрения обуздания стихийных сил.

1. Профсоюзы, Они возникли в ряде стран еще в XVIII в., но в большинстве государств — в XIX и XX ст. По мнению некоторых экономистов, профсоюзы монополизировали рынок труда, добившись регламентации многих сторон купли-продажи и применения рабочей силы, а, следовательно, и ее воспроизводства. Среди профсоюзов различают:

а) цеховые, объединяющие работников определенных профессий, которые имеют установленную ими квалификацию, т. е. характеризующиеся известной замкнутостью и монопольными чертами (если добиваются запрета на работу в соответствующей сфере не членам профсоюза);

б) отраслевые (производственные), объединяющие квалифицированных и неквалифицированных работников определенной отрасли или группы, смежных отраслей, которые носят более открытый и менее монопольный) характер. В разных странах размах и структура профсоюзного движения неодинаковы.

В европейских странах и в Японии традиционно роль профсоюзов несравненно выше, чем в США, хотя везде их значение несколько снизилось в последние десятилетия XX в.

Несмотря на спад профсоюзного движения заключение колдоговоров остается важной процедурой организации трудовых отношений в США, где в 80-х годах действовало около 200 тыс. таких соглашений. Они заключаются там раз в 2-3 года. Профсоюзы представляют их лидеры местного и национального уровня, юристы и экономисты, а администрацию предприятий — менеджеры, определяющие стратегию фирм в трудовых отношениях, и специалисты по кадрам. Обычно инициативу проявляют профсоюзы, предъявляя известные требования в виде поправок к действующим колдоговорам, которые обсуждаются сторонами с целью принятия компромиссных решений, вносимых в новый договор. Пикетирование, стачки и насильственные действия являются исключительным средством давления, ибо 95% колдоговоров заключается без прекращения работ, а забастовки в США приносят только 0,2% потерь рабочего времени. Типовых колдоговоров не существует, они принимаются в различном виде: одни краткие, другие подробные, некоторые касаются только местного профсоюза и одного предприятия, иные — целых отраслей. Колдоговора в США обычно регулируют 4 группы вопросов:

а) статус профсоюза и прерогативы администрации фирм, где часто фиксируется, что к компетенции менеджеров относится определение размера и местоположения предприятий, номенклатуры продукции, вида оборудования и материалов, а также производственные планы, в то время как найм, перевод на другую работу, повышение в должности, дисциплина и увольнение осуществляются с учетом (в той или иной степени) мнения профсоюза;

б) размер и система оплаты труда, как и длительность рабочего дня, являясь основными пунктами колдоговоров, определяются с учетом производительности труда и ее динамики, стоимости жизни и ее изменения, возможности фирмы платить и ее рентабельности, а также того, какой является зарплата и продолжительность рабочего дня на аналогичных предприятиях; сюда же относится определение оплаты сверхурочных, праздничных дней и отпусков, а также страхование здоровья, пенсионное обеспечение и техника безопасности;

в) установление зависимости повышения в должности, увольнения и восстановления на работе осуществляется обычно исходя из трудового стажа и нередко вносится профсоюзами в колдоговора в связи с отсутствием гарантий занятости;

г) фиксация процедуры разрешения трудовых споров необходима в колдоговорах, так как те вопросы, которые нельзя в них предусмотреть, требуют определенного механизма урегулирования, чтобы не обострять отношений.

В бывшем СССР и других социалистических странах профсоюзы были сверхцентрализованы, являясь важным рычагом партийно-государственного управления общественной жизнью. Они, с одной стороны, не имели той свободы и многообразия, которые характерны для профсоюзного движения капиталистических стран, а с другой — выполняли заметную роль в мобилизации трудящихся на социалистическое строительство, улучшении их жилищно-бытовых условий, организации социального страхования, проведении культурно-массовых мероприятий, функционировании сети учреждении здравоохранения и отдыха, а также в подготовке кадров и воспитании подрастающего поколения. Поэтому им принадлежит важное место в тех социально-экономических свершениях, которых добился казенный социализм. Вместе с тем профсоюзные деятели формировались в духе подчиненности властям, что во многом предопределило поведение профсоюзной номенклатуры в постсоветский период. Она оказалась неспособной противодействовать грабительской приватизации и не допустить резкого падения производства и уровня жизни населения.

Что же касается новых (независимых) профсоюзов, то они обычно малочисленны и разрозненны в своих действиях. Правда, глубочайший кризис, наблюдающийся в постсоциалистическом пространстве, вынуждает профбоссов сходить с соглашательских и приспособленческих позиций и все энергичнее и решительнее (под давлением профсоюзных низов) требовать прекращения антинародных реформ. Однако пока что у нас в рыночных условиях еще не сложились устойчивые отношения в данной сфере, не говоря уже об их законодательном оформлении.

2. Государственное вмешательство в рынок труда. Оно исторически во многом обусловлено требованиями профсоюзов, социал-демократических, социалистических и коммунистических партий. В зависимости от их влияния на политику оно различается в разных странах. В СССР и других социалистических странах госрегулирование этого рынка было всеохватывающим, являясь составной частью директивного планирования. Понятно, что принудительное направление конкретных лиц на определенную работу касалось в обычных условиях только выпускников, получивших бесплатно высшее или среднеспециальное образование. Срок направления обычно не превышал 3-х лет в качестве компенсации затрат государства на обучение. Известное принуждение при распределении рабочей силы касалось также номенклатурных работников партийных, государственных, комсомольских и профсоюзных аппаратов. Правда, применялись "добровольно-принудительные" работы в сельском хозяйстве с участием горожан и учащихся, а в чрезвычайных условиях (во время Великой Отечественной войны) административное распределение рабочей силы значительно расширяло свою сферу.

В других странах государственная регламентация рынка труда тоже весьма многостороння.

Во-первых, государство активно содействует образованию и подготовке квалифицированной рабочей силы:

а) создает сети учебных заведений разного уровня и профиля в интересах обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (успехи социалистических стран в значительной мере обусловлены разветвленной системой таких заведений);

б) материально поддерживает учащихся стипендиями (крайне низкие стипендии в странах СНГ ограничивали в 90-х годах возможность обучения лиц из малоимущих семей);

в) поощряет негосударственные учреждения образования налоговыми льготами и субсидиями.

Во-вторых, государство создает огромный массив рабочих мест в различных отраслях госсектора экономики, т. е. на предприятиях и в учреждениях, принадлежащих государству. В социалистических странах этот сектор, как известно, был господствующим. Велики его масштабы и в капиталистических странах, хотя и различаются в каждой из них. В странах СНГ вместе с приватизацией снизилась роль государства в формировании спроса на трудовые ресурсы в связи с резким сужением госсектора.

В-третьих, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, как уже отмечалось, воздействует на спрос на рабочую силу негосударственных фирм, способствуя оживлению их деятельности. То, что в Украине и в России в условиях спада 90-х годов проводились сдерживающая фискальная политика и политика дорогих денег, в значительной степени определило стагнацию бизнеса и деградацию рынка труда, особенно в производственной сфере.

В-четвертых, законодательство о продолжительности рабочего дня, о запрете детского труда, о пенсионном страховании и о технике безопасности ограничивает применение физически малотрудоспособной рабочей силы и тем самым расширяет возможности трудоустройства и защиты своих интересов категориями населения, обладающими наилучшими способностями к труду по возрасту и физиологическим характеристикам. Снижение контроля за соблюдением трудового законодательства в странах СНГ в ряде случаев приводило к удлинению рабочего дня в частном секторе до 12—14 часов и использованию детского труда (в Украине в 2001 г. работало 456 тыс. детей), а также ухудшению безопасности работ.

В-пятых, законодательство о регулировании иммиграции, например в США, сдерживает приток иностранной рабочей силы, улучшая возможности трудоустройства национальных трудовых ресурсов и поддерживая уровень зарплаты. Правда, существуют определенные лазейки для нелегальной миграции, которые позволяют в известной мере преодолевать эти ограничения. Так, в США в 80-х годах нелегальные иммигранты составляли (по разным оценкам) от 2 до 12 млн чел. после наплыва рабочей силы из постсоциалистических стран. В Западной Европе стали ужесточать въездные правила.

В-шестых, законодательство о недопущении дискриминации по расовым, национальным и половым признакам усиливает конкуренцию между наемными работниками, хотя и не устраняет полностью различий в возможностях получения квалификации, предпочтениях работодателей при приеме на работу и уровне оплаты труда. Особенно сильно дискриминируются иностранные работники, на которых не распространяется не только это законодательство, но также защита профсоюзов и социальное страхование.

В-седьмых, правовое установление минимальной зарплаты ограничивает снижение оплаты труда, что, с одной стороны, стимулирует механизацию и автоматизацию технологических процессов и может сократить спрос на малоквалифицированную рабочую силу, а с другой стороны, за счет поддержания зарплаты стабилизирует платежеспособность наемных работников и их спрос на предметы потребления. В США минимальная зарплата составляет 40—50% среднеотраслевой. В Украине она с 01.01. 2002 г. установлена в размере 140 грн. в месяц и из-за своего крайне низкого уровня фактически не оказывает вышеозначенного воздействия, тем более что находится ниже прожиточного минимума.

В-восьмых, законодательство по содействию трудоспособным в поиске работы, в переподготовке и в повышении квалификации, а также по социальной защите безработных также влияет на рынок труда. Об этом подробно пойдет речь ниже, здесь отметим лишь, что такой общественный недуг, как безработица, характерен (хотя и в разных масштабах) для всех капиталистических стран. Сегодня он приобрел угрожающие размеры и на постсоциалистическом пространстве.

§ 2. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Причины и формы безработицы
2.2. Динамика и издержки безработицы
2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
Глава 29. РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРООБОРОТА
§ 1. АУКЦИОНЫ И ЯРМАРКИ
1.1. Аукционы
1.2. Ярмарки
§ 2. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru