Экономическая теория - Бутук А.И. - 3.3. Производственная и непроизводственная сферы

В экономике полагают, что все виды труда по своему функциональному содержанию являются производительными, следовательно, производственная сфера охватывает фактически все отрасли материального и нематериального производства. Для современной экономической теории Запада характерно игнорирование (конечно, не всеобщее) проблемы различения производительного и непроизводительного труда с точки зрения общеэкономического содержания трудовых функций. Однако даже из характеристики основных вех в истории экономической мысли можно заметить, что данная проблема занимала умы представителей самых разных школ политэкономии, начиная с ее зарождения.

Не вдаваясь в различные трактовки этой проблемы, отметим лишь, что в советской экономической науке преобладала позиция А. Смита, согласно которой производительным является труд только в материальном производстве, а непроизводительным — труд в нематериальной сфере. Иначе говоря, производственная сфера отождествлялась с материальным производством, а непроизводственная — с нематериальным. Правда, такое мнение в советской экономической науке разделяли не все.

Как нам представляется, к производственной сфере следует причислять все отрасли, во-первых, материального производства и, во-вторых, сферы услуг, поскольку труд, занятый в них, создает потребительные стоимости в виде материальных благ или услуг. Ведь и материальные блага, и услуги представляют собой не просто внешние полезные эффекты создавшего их труда, но именно самостоятельные, т. е. особые, своеобразные эффекты, отличные от всех других специфических внешних полезных эффектов.

В силу своеобразия каждого материального блага и каждой услуги складываются и особенности видов труда, которые их производят. Эти особенности являются, во-первых, качественными, т. е. выраженными в специфичности применяемых в каждом из них вещественных и личных факторов производства и технологий их использования, а во-вторых, количественными, или представленными разными величинами затрат ресурсов, необходимых для создания различных продуктов.

В противоположность этому, непроизводительные виды труда создают не продукты (материальные блага и услуги), а необходимые условия нормального функционирования каждого и любого производственного процесса, всей экономики и общества в целом. С данной позиции, непроизводительный труд представляет собой регулирующую деятельность. Непроизводительные виды труда ценны не сами по себе, а тем, что регулируют производительные виды труда и всю общественную жизнь, создавая нормальные предпосылки для их протекания.

Таким образом, виды регулирующей деятельности образуют непроизводственную сферу. К. Маркс назвал их чистыми издержками, потому что они сами по себе не создают продуктов, т. е. самостоятельных внешних полезных эффектов. Регулирующую деятельность можно разделить по видам на три группы:

1) чистые издержки управления (трансакционные издержки надстройки);

2) чистые издержки распределения — трансакционные распределительные издержки;

3) чистые издержки обращения — трансакционные издержки обращения.

К издержкам надстройки (к трансакционным издержкам социально-политической инфраструктуры) принадлежат:

1) обрядово-культовые процедуры [франц. procedure от лат. procedo — продвигаюсь] и стереотипы поведения, способствующие поддержанию обычаев, привычек и верований, которые на уровне обыденного сознания народа повседневно управляют индивидуальным, групповым и общественным бытием;

2) идеология, отражающая с большей или меньшей противоречивостью обыденное сознание народа и представляющая теоретический и теологический [от греч. theos — бог и logos — слово, учение] уровень мировоззрения;

3) организационная и пропагандистская [от лат. propaganda — подлежащее распространению] деятельность партий, политических движений, религиозных образований и общественных, в том числе профсоюзных организаций, которые направляют и взаимоувязывают социальные, экономические и политические интересы разных групп, слоев, классов и наций;

4) нормотворчество законодательных учреждений публичной власти, участники которого, будучи избранными на соответствующем уровне государственного устройства, становятся членами представительных органов, наиболее тесно связанных с динамикой общественных чаяний и настроений;

5) судебная ветвь публичной власти, которая посредством прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы различных судов и исправительных заведений призвана устранять отклонения в деятельности разных субъектов от действующего законодательства через наказания за его нарушения;

6) функционирование армии, органов внутренних дел и госбезопасности как силовых структур исполнительной власти направлено на непосредственную защиту граждан, общества и государства от посягательств на их права и существующий режим как изнутри, так и извне страны;

7) высшие политические институты исполнительской власти, которые через вверенные им министерства, ведомства, территориальные администрации и др. определяют в рамках законодательства и во имя его реализации текущие и перспективные цели внутренней и внешней политики, пути и средства их достижения, а также организуют проведение в жизнь соответствующего курса;

8) реализация прав собственности физических и юридических лиц, включая и государство с иерархией его органов, пронизывает всю хозяйственную жизнь, в чем бы она не заключалась. Отношения собственности, складывающиеся только по поводу ограниченных благ (прежде всего, ресурсов, продуктов и доходов, являющихся редкими относительно наличных желаний воспользоваться ими, точнее" их полезными свойствами), выражаются в столкновении правомочий различных субъектов, претендующих на них. Данные правомочия санкционированы [от лат. sanctio — строжайшее постановление] всеми выше перечисленными компонентами издержек надстройки, т. е. не только названными ветвями государственной власти, но также общественной психологией и идеологией. Действующий режим прав собственности предполагает, что каждый собственник наделен известным пакетом правомочий и что они определенным образом защищены от чьего бы то ни было вмешательства. Если такой защиты нет или она ослаблена, как ныне в СНГ, то созидательные мотивы деятельности подавляются хищническими.

К чистым издержкам обращения (к трансакционным издержкам рыночной инфраструктуры) относятся:

1) метрология, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, отчетность и делопроизводство, которые документально оформляют движение ресурсов, продуктов и доходов всех хозяйствующих субъектов;

2) деятельность по купле-продаже, включая маркетинг и рекламу, обеспечивает в условиях товарно-денежных отношений взаимосвязь производства и потребления через состыковку предложения и спроса на объекты, принимающие товарную форму;

3) затраты по обращению денег и функционированию денежной системы, облегчающей хозяйственный оборот;

4) кредитные отношения, перераспределяющие временно свободные денежные средства на принципах возвратности, срочности и платности;

5) расходы по эмиссии и обращению ценных бумаг, координирующие и ускоряющие межотраслевой, межрегиональный и международный перелив ресурсов и реструктуризацию экономики.

Чистые издержки распределения (трансакционные издержки фискальной инфраструктуры) включают:

1) аудит, инспекцию, надзор и контроль за соблюдением установленного порядка и существующих норм в формировании, распределении и расходовании' ресурсов, продуктов и доходов;

2) финансовую систему, состоящую из различных звеньев, через которые происходит поступление, распределение и использование разных фондов денежных средств;

3) личное, имущественное и социальное страхование, стабилизирующее и гарантирующее реализацию интересов страхующихся физических и юридических лиц;

4) систему социального обеспечения и частную благотворительность, которые перераспределяют доходы в пользу нуждающихся в целях предотвращения обострения общественных антагонизмов;

5) затраты по сбору, распределению и применению добровольных взносов партийных, общественных и религиозных организаций.

То, что эти виды труда и связанные с ними расходы имеют непроизводительное! содержание, отнюдь не принижает их роли, а лишь отражает то, что они сами по себе не создают самостоятельных благ. Но зато данные виды труда обеспечивают необходимые условия нормального протекания всех производственных процессов. Следовательно, без них в производственных процессах неизбежно наступают различного рода сбои. Более того, их особая значимость подчеркивается тем" что через контроль над ними осуществляется регулирование всех экономических процессов. Некоторые из непроизводительных видов труда настолько тесно переплетаются с производительными, что при делении экономики на производственную и непроизводственную сферы их невозможно выделить из первой.

Непроизводительные виды труда следует отличать от непроизводительных затрат производительного труда. К последним относятся случаи производства брака, недоброкачественной продукции и продукции, не соответствующей спросу из-за отставания от технического уровня и быстро меняющейся моды. Тут речь идет о том, что потенциально производительные виды труда не реализовали свой Производительный потенциал.

3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
Глава 2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ СИЛАМИ И НАДСТРОЙКОЙ
§ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
§ 2. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1. Собственность и ее объекты
2.2. Типы и формы собственности
2.3. Отношения распоряжения
2.4. Система экономических интересов и стимулов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru