Типологические теории, наиболее распространенные в психологии темперамента, подвергались острой критике не только потому, что авторы большинства из них, основываясь на конституциональной теории, занимались поисками непосредственных и упрощенных связей между телосложением и типом темперамента. Не менее резко критиковалось лежащее в основе этих типологий, но в действительности не получившее подтверждения предположение о том, что природные явления, в том числе психические особенности, реально существуют в своих крайних формах. Как следует из типологических концепций, психические характеристики можно "разложить по полочкам" или разделить на четко различающиеся группы. Однако известно, что почти все наблюдаемые в природе явления распределяются по так называемой нормальной кривой, которую называют также кривой Гаусса (рис. 3). Она ярко иллюстрирует тот факт, что каждое свойство в большинстве случаев проявляется, так сказать, в его среднем значении, в то время как экстремальные проявления встречаются редко; в рассмотренных же типологиях именно они находятся в центре внимания исследователей. Различия в интенсивности каждого свойства являются непрерывными. Поэтому все попытки резкого разделения индивидов на группы по интересующим нас свойствам искусственны и произвольны.
Позитивной реакцией на эту критику, возникшей уже в начале нашего века, стали исследования темперамента, сводящиеся к "чистому" описанию (ипи характеристике) свойств темперамента, абстрагирующемуся от строения и функции организма. Здесь заслуживает внимания теория темперамента, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме, которая до сих пор является наиболее популярной в Нидерландах.
6 6
Рис. 3. Распределение активности по кривой Гэусса (а)
и по типологической теории (6)
Авторы этой теории, стремясь избежать всяких ссылок на интуицию и отсутствие объективности, чем грешили почти все типологии темперамента, разработали специальный вопросник, содержащий 90 вопросов (один из первых в исследованиях личности), и с его помощью - при посредничестве около 500 врачей - проводили исследования почти с 2500 лицами (взрослыми и детьми). Использовав этот материал, они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента, которые назвали следующим образом:
1. Эмоциональность- отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.
2. Активность - пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный - пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно - откладывает их).
3. Первичная функция - вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными. Исследователи иногда обращают внимание на аналогию между первичной функцией и экстраверсией, вторичной функцией и интроеерсией). Так, люди с преобладанием первичной функции (экстраверты, по терминологии Г.Айзенка) оцениваются как импульсивные, легко примиряющиеся, находящиеся в постоянном движении, шутливые, поверхностные, с легкостью устанавливающие контакт с окружением. Индивиды с преобладанием вторичной функции (интроверты) - люди серьезные, спокойные, выдержанные, замкнутые, педантичные, добросовестные, склонные к депрессии.
В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик получаем восемь различных типов темперамента, которые схематично представлены в табл. 3.
Стремясь к более подробной и вместе с тем объективной характеристике трех основных параметров, Г Хейманс и Е. Вирсма вычислили корреляции 90 показателей, оцененных по данным, полученным методом анкетирования. Проведя довольно сложный для своего времени статистический анализ, основанный на интеркорреляциях измеренных показателей, авторы вплотную подошли к факторному анализу - статистическому методу, применение которого оказало существенное влияние на дальнейшие исследования темперамента.
Факторный анализ, примененный Ч. Спирменом в исследованиях структуры способностей, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств, в соответствии с названием самого метода именуемых факторами. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором. Хотя факторы имеют чисто математический характер (они вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), предполагается, что они репрезентируют некоторые свойства, часто называемые "первичными", наличие которых определяет взаимосвязь (интеркорреляцию) показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат. Одной из первых попыток определения структуры темперамента с помощью факторного анализа были исследования английского психолога С.Берта. Их основой служил перечень 11 эмоций, представляющих собой конкретное проявление первичных эмоций (инстинктов), составленный У.Мак-Дауголлом: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность.
Таблица 3. Типология темпераментов (по Г. Хеймансу и Е. Вирсме)
Эмоциональность | Активность | Функция первичная (П) или вторичная (В) | Темперамент |
+ | + | П | сангвинический |
+ | + | В | флегматический |
- | + | п | холерический |
- | + | в | увлекающийся |
+ | - | п | аморфный |
+ | - | в | апатичный |
- | - | п | нервный |
- | - | в | сентиментальный |
С. Берт исследовал проявление этих эмоций у различных групп, главным образом у детей в возрасте 9-12 лет, нормальных и невротичных, и на основании факторного анализа полученных результатов выделил три фактора темперамента:
фактор I: общая эмоциональность (эмоциональная неустойчивость);
фактор II: стенические (экспрессивные) эмоции - астенические (заторможенные) эмоции;
фактор III: положительные эмоции - отрицательные эмоции.
Взгляды С. Берта на структуру темперамента, изучению которого он посвятил около 30 лет, не получили распространения. Это объясняется, видимо, тем, что им не были разработаны диагностические методы, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы. Кроме того, по поводу его исследований выдвигались некоторые методологические возражения, однако мы не будем здесь на них специально останавливаться.
Дж. Гилфорд, известный прежде всего как исследователь способностей, предложил так называемую 13-факторную теорию, совершенно иначе определяющую структуру темперамента. Эта теория создавалась более 20 лет. Опираясь на многочисленные исследования, проводившиеся в основном методом анкетирования и охватившие тысячи испытуемых, автор пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам.
Образуя относительно устойчивую характеристику индивида, эти факторы не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта. Именно поэтому автор относит выделенные им факторы к темпераменту, а не к личности, которая, будучи более широким понятием, охватывает, помимо темперамента, еще и другие параметры
Приведем краткие характеристики 13 факторов, образующих структуру темперамента, описывая для каждого только один из полюсов. Название и описание второго полюса будут противоположными.
1. Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив, иногда импульсивен.
2. Доминантность. Индивид добивается своих прав и отстаивает их перед другими людьми, настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится общественных контактов, склонен открыто выражать свои мысли.
3. Мужество. У индивида преобладают типично мужские, как профессиональные, так и повседневные, интересы, не очень эмоционален, умеет скрывать свои чувства, с трудом поддается страху или испытывает отвращение, не вызывает симпатий у окружающих.
4. Уверенность в себе. Индивид уверен, что он признан другими людьми, полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
5. Спокойствие (самообладание). Индивид спокоен, бодр, не поддается раздражительности и усталости, умеет быстро сосредоточиться на проблеме.
6. Общительность. Индивид склонен к дружескому общению, формальным не застенчив, не ищет уединения.
7. Рефлексивность. Индивид задумчив, рефлексивен, склонен к философствованию и мечтательности, самоанализу и анализу других, любознателен.
8. Депрессия. Эмоционально и физически подавлен, пребывает в постоянном страхе и тревоге, настроения изменчивы, проявляет упрямство.
9. Эмоциональность. Индивид с легко возбудимыми эмоциями, которые, раз возникнув, сохраняются надолго, хотя поверхностны и инфантильны.
10. Сдержанность. Индивид сдержан, хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, обладает чувством ответственности, и неформальны;.*, контактам, часто выступает как лидер, не робок.
11. Беспристрастность. Индивид объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, способен забывать о себе, но склонен к подозрительности, очень впечатлителен.
12. Доброжелательность. Индивид приветлив, мягок в обращении, не обнаруживает враждебности, не склонен унижать других, не проявляет агрессивности.
13. Терпимость (кооперативность). Индивид не проявляет склонности к критике, доверчив, обращен к другим больше, чем к себе.
Дальнейшие исследования факторной структуры темперамента показали, что выделенные Дж. Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, что они образуют некоторые связки (системы). Ученица Гилфорда ".Лоуэлл, пользуясь тремя анкетами своего учителя, проводила исследования с группой, состоящей примерно из 200 студентов младших курсов. Значения, полученные для отдельных факторов, были снова подвергнуты корреляционному и затем факторному анализу; другими словами, был проведен факторный анализ второго порядка. Полученные таким образом факторы, число которых равнялось четырем, были названы суперфакторами:
фактор I: вспыльчивость - сдержанность,
фактор II: реализм,
фактор III: эмоциональность,
фактор IV: социальная адаптируемость.
Эти факторы независимы друг от друга, о чем свидетельствует отсутствие корреляции между ними. Таким образом, индивид, обладающий определенной характеристикой по одному из указанных факторов, может занимать любую позицию в отношении остальных. КЛоуэлл приводит метод оценки факторов второго порядка, выделенных на основе анкеты Гилфорда, однако ею не были разработаны такие анкеты, которые позволяли бы проводить диагностику темперамента. Возможно, по этой причине ее концепция не вызвала большого интереса среди психологов-практиков.
Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции структуры темперамента, разработанной Л. Тэрстоном, известным своими работами по исследованию способностей. Исходным пунктом его исследований также стала концепция 13 факторов Дж.Гилфорда.
Проведя факторный анализ тех же данных, что были получены К.Лоуэлл, но применив другие приемы факторного анализа, Л.Тэрстон выделил семь факторов второго порядка и назвал их основными, при этом он старался избегать тер* минов,
В литературе по статистике известно несколько математических приемов, позволяющих выделить определенные факторы, но они могут приводить к различным результатам; это является одним из часто критикуемых недостатков факторного анализа. Он слишком произволен, а его результаты, несмотря на чрезвычайную сложность математических формул, с помощью которых они получаются, в немалой степени зависят от интуиции исследователя, подчеркивающих патологический аспект компонентов темперамента (например, депрессия). Таким образом, он допускал, что разработанная им анкета может быть использована для диагностики темперамента только у здоровых людей. Этот инструмент диагноза, предназначенный для индивидов, достигших четырнадцатилетнего возраста, уже несколько лет довольно широко применяется в Польше и известен как "Шкала темпераментов" Л. Тэрстона.
Характеристика выделенных Л. Тэрстоном факторов, описываемая нами, как и в концепции Гилфорда, только по одному полюсу, выглядит следующим образом:
1. Активные. Такие индивиды быстро работают, даже если нет необходимости спешить; быстро двигаются, нетерпеливы, даже если требуется сохранять спокойствие; постоянно в действии, склонны к поспешности. Как правило, много говорят, ходят, пишут.
2. Энергичные. Физически бодрые индивиды, занимаются спертом, любят работу, особенно на воздухе и требующую мускульных усилий. Предпочитают всякую физическую активность, сопровождающуюся большими энергетическими затратами.
3. Импульсивные. Настроение беззаботное и легкомысленное, быстро принимают решения, очень легко переходят от одной задачи к другой, лзйствуют под влиянием минутных побуждений.
4. Доминантные. Склонны руководить другими людьми, брать на себя ответственность, инициативны - хотя в действительности не всегда доминируют в данной группе, - охотно выступают публично и организуют всякие товарищеские мероприятия.
5. Стабильные. Индивиды, для которых характерно невозмутимое, ровное расположение духа, в критические моменты сохраняют спокойствие, обладают способностью разряжаться, даже в неблагоприятных условиях легко сосредоточиваются, без труда прерывают неоконченную работу или продолжают ее, когда требует ситуация.
6. Социабельные. Любят находиться в компании, легко заводят знакомства, покладисты, доброжелательны, склонны к сотрудничеству, приятны в общении.
7 Рефлексивные. Склонны к размышлениям, предпочитают теоретическую деятельность практической, часто занимаются самонаблюдением, обычно спокойны, охотно работают в уединении, любят деятельность, требующую точности, охотней планируют, чем реализуют намеченное.
Каждая из названных факторных концепций темперамента (как и другие, не упомянутые здесь концепции) выделяет некоторое множество свойств - факторов, позволяющих более или менее удачно описать темперамент. Как питают сторонники этих концепций, знать темперамент индивида - значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Изображая графически типичное для данного индивида (или группы) значение каждого фактора, получаем так называемый профиль .емперамента, в котором отражаются полученные оценки по всем измерениям, а также отношения между ними. Каждый индивид имеет свой характерный профиль (структуру темперамента; рис. 4).
Знание свойств темперамента, несомненно, позволяет лучше понять поведение человека в домашних условиях, в школе или в трудовых коллективах. Это особенно важно в тех случаях, когда свойства темперамента существенно отклоняются от средних значений, типичных для данной популяции. Так, слишком высокая активность ученика (независимо от того, что она является типичной для определенной стадии развития) требует такой организации его труда и учебы, при которой эта его особенность воплощалась бы в решении задач, полезных как для него самого, так и для коллектива. Но достигнуть этого с наибольшим успехом можно лишь в том случае, если учителя и родители поймут, что активность ребенка чрезмерна. О негативных последствиях незнания или игнорирования свойств темперамента детей мы будем говорить в последней главе.
Рис. 4. Профили темпераментов трех учеников (А, Б, В), полученные, с помощью "Шкалы темпераментов" Л. Тэрстона
Этот по необходимости беглый обзор концепций темперамента, основанных на факторном анализе, широко используемом также и в других психологических исследованиях, отчетливо показывает, что количество и качество выделяемых факторов изменяются, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов, в принципе остается неизменным, как это было видно на примерах концепций Дж. Гилфорда, К. Лоуэлл и Л. Тэрстона. Однако, как правило, исследователи расходятся уже 8 исходном пункте, то есть в выборе данных, подлежащих факторному анализу. Это приводит к тому, что полученные структуры темперамента могут принципиально отличаться друг от друга, а это едва ли можно считать достоинством данной исследовательской процедуры.
Почти все исследователи темперамента, в том числе и сторонники факторного анализа, согласны в том, что темперамент включает в себя относительно устойчивые свойства, мало изменяющиеся под влиянием средовых воздействий. В таком случае вряд ли можно согласиться с утверждением, что все выделяемые названными авторами факторы входят в структуру темперамента. Это относится, например, к таким факторам, как доминантность, беспристрастность или терпимость, как их понимает Дж.Гилфорд. Нельзя согласиться с тем, что эти факторы не подвержены внешним влияниям. Как известно, они почти полностью являются результатом общественного воздействия на индивида, и прежде всего воспитательной работы.
Другим часто подчеркиваемым недостатком факторных концепций является статичная трактовка человека, сводящаяся в принципе к чистому описанию. В отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или о их роли в поведении и действиях людей. В них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов. Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента. Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - (пер. с польского). - М.: Прогресс, 1982. - С. 19-49.
Гипертимный тип
Циклоидный тип
Лабильный тип
Астено-невротический тип
Сенситивный тип
Психастенический тип
Шизоидный тип
Эпилептоидный тип
Истероидный тип