Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - 7. Лабильный тип

Для данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных для развития сущностных мотивов черт. К положительным относятся сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако указанные благоприятные черты сопровождаются весьма существенными неблагоприятными - тревожной мнительностью и впечатлительностью, склонностью к обсессиям, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и действиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и колебаниям, трудностями с контактностью.

Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. А.Е. Личко отмечает "потребность" в них.

Доминирующие мотивы личностей психастенического типа связаны с сущностными сторонами жизни. Вместе с тем при общей ориентации на духовно-нравственные ценности переход к сущностному жизненному миру затруднен свойственными им отрицательными чертами, в первую очередь пессимизмом и тревожной мнительностью.

7. Лабильный тип

Этот тип характеризуется многими чертами, благоприятными для развития сущностных мотивов, и в то же время противоречивостью, наличием затрудняющих их развитие отрицательных свойств. Среди благоприятных характеристик отмечается способность к глубоким чувствам, к искренней и постоянной привязанности, преданной дружбе; повышенная синтонность; общительность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью.

Неблагоприятными чертами являются крайняя изменчивость настроения, непостоянство увлечений, легкая внушаемость, исключительная тяжесть переживания неприятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения.

Согласно А.Е. Личко, в подростковом возрасте увлечения обычно ограничиваются "общением с товарищами, художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными... Ни одно... не длится долго и скоро сменяется другим". В то же время М.Е. Бурно отмечает, что этим личностям "свойственны глубокие, стойкие чувства привязанности".

Доминирующими обычно являются мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Однако отрицательные черты характера сильно затрудняют становление сущностной формы жизни.

8. Шизоидный (застревающий) тип

Данному типу свойственны черты, сильно затрудняющие развитие сущностных мотивов. К ним относятся замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкая синтонность и низкий эмоциональный контакт с окружающими людьми, отсутствие "внутреннего единства" (А.Е. Личко), холодность и сдержанность.

В то же время этому типу свойствен и целый ряд черт, весьма благоприятных для развития сущностных сторон жизни. Это богатство внутреннего мира, способность к сильным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию нового. Кроме того, характерны целеустремленность и склонность к организаторской деятельности.

Доминирующие мотивы этих индивидов нередко связаны с сущностными сторонами жизни, особенно в сфере увлечений и глубоких интересов (эстетические и познавательные мотивы). В то же время сущностные отношения с людьми весьма затруднены. Даже сильные постоянные привязанности, любовь часто остаются неразделенными (т. е. несущностными) вследствие замкнутости, отгороженности, низких синтонности и контактности. Постоянство отношения обусловлено в таких случаях не сущностностью, а застреваемостью. Сущностная форма жизни весьма затруднена свойственными этим личностям отрицательными чертами (отгороженностью от окружающего, сниженной потребностью в общении и т. д.).

Следует иметь в виду, что тенденции характера, как и более резко проявленные акцентуации, чаще всего образуют различные сочетания из двух или трех типов. В зависимости от входящих в эти сочетания тенденций благоприятные и неблагоприятные для сущностной мотивации черты последних могут как взаимодополняться, усиливаться, так и компенсировать друг друга. Наиболее удачными для формирования сущностных мотивов можно считать сочетания сензитивного типа с гипертимным, осторожного (психастенического) с гипертимным, вышеназванные сочетания с включением в них застревающего (шизоидного) типа, а также ряд других. При этом имеется в виду, что по своим результирующим характеристикам сочетания тенденций характера будут отличаться от соответствующих сочетаний собственно акцентуаций, в которых обычно наиболее резко проявляются отрицательные черты сочетающихся типов (К. Леонгард: "Легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая - с отрицательными ").

В заключение сделанного краткого обзора тенденций характера в аспекте их связей с мотивацией приведем весьма обоснованный, по нашему мнению, взгляд В.К. Вилюнаса на генезис и проявления акцентуаций. В основе всех акцентуаций (тенденций) характера лежат инстинктивные побуждения, выработанные биологической эволюцией для повышения выживаемости вида в изменчивых условиях среды. Предрасположенность к проявлению любой из тенденций в той или иной степени заложена в каждом человеке и может реализоваться в соответствующих условиях. Например, эпилептоидная тенденция в крайне жестких условиях существования (война, криминальная среда и т. п.) проявляется даже у тех, в ком степень расположенности к ней весьма слабая. Таким образом, даже сильно выраженные задатки той или иной тенденции при определенных условиях развития могут быть затушеваны, могут не найти возможностей для проявления и, наоборот, слабо выраженные - развиться.

8. Шизоидный (застревающий) тип
6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза
Глава 4. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ: ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1. Предмет и методы возрастной психологии
2. Факторы и закономерности развития психики
1. Цикличность
2. Неравномерность развития
3. "Метаморфозы" в детском развитии
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка
Глава 5. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru