Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ

Глава 1. МЛАДЕНЧЕСТВО (ДО 1 ГОДА)

1. Новорожденность

Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Вспомним Короля Лира:

Родясь на свет, мы плачем -

Грустно нам к комедии дурацкой приступаться.

Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа "пищевым сосредоточением". Ряд других безусловных рефлексов приведен в табл. 1.1.

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда "обезьяньим", пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое "цепляние" настолько с иль-

но, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

Таблица 1.1. Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Рефлексы

Действие яркого света

Шлепок по переносице

Хлопок руками возле головы ребенка

Поворот головы ребенка направо

Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь ребенка

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

Укол булавкой подошвы Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

Глаза закрываются

Глаза закрываются

Глаза закрываются

Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются

Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Пальцы ног сжимаются

Большой палец ноги поднимается, остальные - вытягиваются

Колено и стопа сгибаются

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне' сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о "чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений".

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2 - 3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3 - 5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придает бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в месяц ребенок, увидев маму', останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Глава 1. МЛАДЕНЧЕСТВО (ДО 1 ГОДА)
1. Новорожденность
2. Младенческий возраст
Восприятие
Движение и действия
Память
3. Кризис 1 года
4. Жизненный мир младенца
Глава 2. РАННЕЕ ДЕТСТВО ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
1. Развитие психических функций
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru