Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000- 1100, в 6 лет - 2500 - 3000 слов.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3 - 5летне просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них.
"От мятных лепешек во рту - сквознячок", "У лысого голова - босиком", "Бабушка! Ты моя лучшая любовница!", "Пойдем в этот лес заблуждаться", "Да что ты от меня все ухаживаешь?", "Разве в буфете нет хлеба? - Кусочек есть, только он пожилой".
Девочка увидела в саду червяка: "Мама, мама, какой ползук!" Мальчик прибегает за вазелином: "Мама просит мазелин". Больной ребенок требует: "Положите мне на голову холодный мок-ресс!" Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: "Папочка, покажи твои папонки!", "Муж стрекозы - стрекозел", "Дым трубится", "Давайте лопатить снег", "Смотри, как налужил дождь!", "Отскорлупай мне яйцо!", "Я уже начаепился", "Уж лучше я непокушанный пойду гулять", "Мама сердится, но быстро удобряется".
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи1. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, не оканчивая фразы, перескакивая через целые действия.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение
1 Содержание такой речи раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.
С другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать - думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: "А куда летит дым?", "А кто качает деревья?", "Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я - Юрочка?", "А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда? ", "А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?", "Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами".
Восприятие
Мышление
3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания
Эмоции
Мотивы
Самосознание
4. Развитие жизненного мира
Глава 4. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1. Проблема обучения детей с шести лет