Поздняя зрелость - последний этап жизненного пути человека, в связи с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Нужно ли готовиться к концу жизни? Как человек его переживает? Смерть всегда трагична и страшна или это естественный процесс завершения жизни? Проблема конца жизни - это собственно психологическая проблема, хотя с ней тесно связаны проблемы философские, религиозные.
Отношению к смерти уделялось особое внимание в философии с античных времен. Так, Эпикур полагал, что страх смерти является одним из главных источников страданий человека. Преодолеть его можно, относясь к нему как к простому предрассудку: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения... Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем... Люди толпы то избегают смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом".
Помочь избежать страха смерти или смягчить его может вера в бессмертие души и загробную жизнь. Известный православный священник А. Мень так представлял себе земную жизнь человека и ее значение: "...Мы на самом деле берем отрезок нашего земного бытия только как момент развития... И вот этот наш пробег по миру является важным элементом нашего вечного духовного развития и раскрытия... Более того, если здесь человек не осуществил многого, это и означает, что у него будет множество возможностей в иных измерениях.,. А это значит - наше развитие не имеет границ, и в этом земном плане бытия зачинается нечто очень важное... В этом есть идея Человека, вселенская, космическая идея Человека. "Я связь миров". Связь миров - вот что надо человеку знать.
Мы связываем два мира. И поэтому Церковь учит нас не просто бессмертию души, которое знает множество других религий... но учит нас о "воскрешении мертвых и жизни будущего века"".
Вера в бессмертие души и в загробную жизнь в некоторых случаях действительно может избавить от страха смерти. Но и глубоко религиозный человек тоже может бояться смерти - как самого процесса умирания, так и своей дальнейшей судьбы, жизни в ином мире. Как отмечал H.A. Бердяев, "сама идея вечных адских мук превращает жизнь в судебный процесс, грозящий пожизненной каторгой". С другой стороны, вера в загробную жизнь при определенных обстоятельствах может и просто девальвировать земную жизнь, превратить ее в "перевалочный пункт", обратить все помыслы на то, что будет потом.
Страх смерти может возникнуть и у человека с атеистическим мировоззрением; далеко не для всех, как для Эпикура, "не-жизнь не представляется каким-нибудь злом".
Отношение человека к смерти может зависеть от множества различных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, в главном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и в конечном счете реальным содержанием самой жизни. Содержание же жизни, тип мотивации человека не обусловлены жестко общими мировоззренческими установками, тем, является ли он материалистом или идеалистом, религиозен или нет.
Альберт Швейцер обращает внимание на то, что этика (представления о нравственности, моральных ценностях) позднего стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и христианства почти идентичны, хотя общие мировоззренческие позиции их непримиримы. И несмотря на противоположность идеологий, на непримиримость во взглядах на общую картину мира. Сенека впоследствии объявляется христианином, а жизнь языческого императора Марка Аврелия, гонителя христиан, основатель церкви Августин преподносит в качестве образца.
Мотивация человека нередко сложна и противоречива. Зачастую его реальная жизнь, его реальные этические принципы не совпадают с его мировоззрением и этическими аспектами последнего. Но именно реальное содержание жизни определяет отношение как самого человека к своей жизни и к своей смерти, так и отношение к его жизни других людей.
Одному из авторов довелось услышать на Кубе предание о конце жизни Атуэя, вождя кубинских индейцев, пытавшихся противостоять испанским конкистадорам. Атуэй в конце концов был схвачен завоевателями; его долго убеждали, что он вместе с остатками своего племени должен принять христианство. В заключение произошел следующий диалог между Атуэем и испанским священником:
- Ты обязательно должен стать христианином!
- Зачем мне это?
- Ну, хотя бы для того, чтобы попасть в рай.
- А ты сам попадешь туда?
- Конечно!
- Тогда я - не хочу!
Христианский священник, носитель высокогуманного мировоззрения, в своих реальных делах (истребление непокорявшихся завоевателям людей), оказался в нравственном отношении несравненно ниже, чем менее цивилизованный, но обладавший твердой этической позицией индейский вождь.
Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди боятся смерти. При этом чаще встречается страх не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий.
Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала его как пять следующих друг за другом стадий:
1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза);
2) гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов);
3) торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом);
4) депрессия (чувство безнадежности);
5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала).
Разумеется, не существует универсальной последовательности стадий, не все эти переживания присущи каждому человеку. Нередко процесс умирания вообще может происходить совсем по-другому. Кроме того, многое зависит от условий, в которых находится больной. Американские психологи отмечают позитивную роль хосписов, создаваемых для умирающих от СПИДа и рака.
Еще раз подчеркнем, что и характер самого процесса умирания, ухода из жизни, определяется главным образом личностью человека. Напомним, что Илья Ильич Обломов, человек с чисто гедонистической направленностью личности, ввиду близкого конца "становился все молчаливее и задумчивее, иногда даже плакал. Он предчувствовал близкую смерть и боялся ее". У людей с эгоцентрической направленностью перед неминуемой смертью часто возникает отчаяние, страх смерти сочетается с нравственными страданиями, показанными Л.Н. Толстым в повести "Смерть Ивана Ильича".
По-другому уходят из жизни люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности. Даже при наличии тяжелой болезни может до конца продолжаться личностный рост.
Вспомним М.М. Пришвина, умевшего радоваться жизни до своих последних дней. Гораздо более молодой А.П. Чехов, умиравший от туберкулеза и как врач знавший об этом, в последние голы своей жизни много пишет и, обычно вскользь упоминая в письмах о нездоровье, сетует на периоды, когда из-за этого не может работать. Только в письме к И.А. Бунину в связи с тяжелым физическим состоянием и одиночеством в Ялте он замечает: "Поживаю я недурно, так себе, чувствую старость". Но тут же добавляет: "Впрочем, хочу жениться". Замечательно обращение к М. Горькому: "Вы человек молодой, сильный, выносливый, я бы на Вашем месте в Индию укатил, черт знает куда, я бы еще два факультета прошел. Я бы, да я бы - Вы смеетесь, а мне так обидно, что мне уже 40, что у меня одышка и всякая дрянь, мешающая жить свободно". А в последний месяц своей жизни А.П. Чехов дорабатывает "Вишневый сад" ("Мне хочется прибавить еще характеристику действующих лиц"), продолжает заботиться о чужих делах, шутит, пишет сестре: "Меня неистово тянет в Италию".
Только при духовно-нравственной и сущностной направленности личности человек приходит к "осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти" (Э. Эриксон). Он знает: то, чем он жил и что, несмотря ни на что, остается с ним до конца его дней, - самая высшая из всех возможных ценностей; ничто, никакие страдания не могут перечеркнуть ее.
* * *
Поздняя зрелость - последний отрезок жизненного пути человека. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Люди с гедонистической направленностью личности, теряя физические возможности, быстро заканчивают свое существование. Для эгоцентрической направленности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание. У людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психологический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства.
Направленность личности в значительной мере определяет и сам конец жизни, процесс умирания человека. При гедонистической направленности характерны отчаяние и страх смерти; для лиц с эгоцентрической направленностью они часто сопровождаются нравственными страданиями, обесцениванием достигнутого, ощущением пустоты прожитой жизни. Люди с духовно-нравственной и сущностной направленностью сознают высшую ценность основного содержания своей жизни, которую не могут перечеркнуть ни физические страдания, ни сама смерть.
Литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр. психол. тр. М., 1980. Т. 1.
Бердяев Н.А. Самопознание. М, 1990.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.;Л., 1992.
Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991.
Воспоминания о Сергее Есенине. М., 1965.
Гончаров И А. Обломов. М., 1954.
Губер П.К. Донжуанский список Пушкина. Главы из биографии. СПб., 1990.
Гэллико П. Томасина. М., 1992.
Диккенс Ч. Торговый дом Домби и сын // Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 13. 14.
Дорнеман Л. Женни Маркс. М., 1988.
Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кроник A.A., Головаха Е.И., Пажитнов A.A., Членов МЛ. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога. М., 1993.
Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
МеньА. Перевоплощение и оккультизм // Знание - сила. 1992. № 3.
Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.; Воронеж, 1998.
Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1999.
Новый Завет. М., 1991.
Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1985.
Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. М., 1989.
Островский А.Н. Волки и овцы // Избр. произв. М.. 1965.
Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 1998.
Последний год... М" 1988.
Пришвин М.М. Дневники. М., 1990.
Пришвин М.М. Незабудки. М., 1969.
Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред.
В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.
Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
Пушкин A.C. Моцарт и Сальери // Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. Т. 2.
Пушкин A.C. Скупой рыцарь // Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. Т. 2.
Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995.
Роллам Р. Очарованная душа. М., 1959.
Рубинштейн СЛ. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973.
Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998
Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. №6.
Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию // Мысли и размышления о
жизни и смерти. М., 1998. Сергеев МД. Подвиг любви бескорыстной. Декабристки. М., 1976.
Смирнова Л.Н. Моя любовь. М., 2000.
Соловьев B.C. Смысл любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
Солоухин В А. Варвара Ивановна // Закон набата. Рассказы. М., 1971.
Стендаль. О любви // Собр. соч.. В 12 т. М., 1978. Т. 7.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М" 1987.
Токарева B.C. Инфузория-туфелька // Перелом. М., 1999.
Толстой Л.Н. Анна Каренина // Собр. соч.: В 22 т. М., 1981 - 1982.Т.8-9.
Толстой Л.Н. Дневники // Собр. соч.: В 22 т. М., 1985. Т. 22.
Толстой АН. Война и мир // Собр. соч.. В 22 т. М., 1980. Т. 5; М.. 1981. Т. 7.
Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича // Собр. соч.: В 22 т. М., 1982. Т. 12.
Толстых A.B. Возрасты жизни. М., 1988
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Чехов А.П. Анна на шее // Собр. соч.: В 12 т. М., 1962. Т. 8.
Чехов А.П. Письма// Собр. соч.: В 12т. М., 1964. Т. 12.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Экзюпери А. Маленький принц. Планета людей. СПб., 1999.
Эпикур. Эпикур приветствует Менекея // Мысли и размышления о жизни и смерти. М., 1998.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.