Менеджмент - Питер Друкер - Всегда стремиться вверх

Общество знаний — первое человеческое общество, где возможность продвижения вверх практически неограниченна. Знания отличаются от всех других средств производства в том смысле, что их нельзя унаследовать или завоевать. Каждый человек должен приобретать знания сам, и каждый здесь начинает с полного невежества.

Знания должны быть представлены в такой форме, в которой их можно преподать ученикам, т.е. они должны стать доступными общественности. Знания всегда доступны всем или быстро становятся таковыми. Именно благодаря этому общество знаний является крайне подвижным. Любой человек может получить любые знания в школе, в ходе закодированного учебного процесса, а не будучи учеником мастера на производстве.

До 1850 года, а то и вплоть до 1900, в обществе практически не было мобильности. Индийская кастовая система, по которой рождение определяет не только статус человека в обществе, но и его профессию, представляла собой крайний случай. Но в большинстве других сообществ было также: если отец был крестьянином, то его сын тоже становился крестьянином, а дочери выходили замуж за крестьян. По большому счету движение было возможно только вниз, и причиной его могли стать войны или болезни, личное несчастье или вредные привычки, такие как пьянство или азартные игры.

Даже в Америке, стране неограниченных возможностей, движения вверх было намного меньше, чем считается. Подавляющее большинство профессионалов и менеджеров в США в первой половине XX века все равно было детьми профессионалов и менеджеров, а не фермеров, владельцев магазинчиков или заводских рабочих. Но отличительной чертой Америки было не количество движения вверх, а, в отличие от большинства европейских стран, то, как оно приветствовалось, стимулировалось и ценилось.

Общество знаний поднимает это одобрительное отношение к движению вверх на еще более высокий уровень: в нем любое препятствие этому движению считается проявлением дискриминации. Другими словами, теперь от каждого человека ожидают того, что он станет успешным, — подобная идея предыдущим поколениям показалась бы смехотворной. Естественно, только очень немногие смогут добиться выдающихся успехов, но очень многие должны показать тоже адекватные результаты.

В 1959 году Джон Кеннет Гэлбрейт впервые написал об "обществе изобилия" Это не то общество, в котором много богатых людей или в котором богатые становятся еще богаче, а общество, где большинство населения может почувствовать себя финансово защищенным. В обществе знаний большое число людей, может, даже большинство, имеет нечто большее, чем финансовую защищенность, — социальное положение или "социальное изобилие".

Цена успеха

Но движение вверх в обществе знаний достается дорогой ценой — крысиная гонка оказывает на людей психологическое давление и вызывает эмоциональные травмы. Победители могут быть только в том случае, если кто-то станет проигравшим. В прежние времена такого не было. Сын безземельного рабочего, который сам становится безземельным рабочим, не считался неудачником. Однако в обществе знаний его назовут неудачником не только в личной, но и в общественной жизни.

Японская молодежь страдает от нехватки сна, потому что вечерами все зубрят учебники, готовясь к экзаменам. В противном случае они не смогут попасть в избранный престижный университет, а значит, и получить хорошую работу. Из-за такого давления учеба вызывает ненависть. Оно же грозит подорвать хваленое экономическое равенство Японии и превратить страну в плутократию, потому что только обеспеченные родители могут позволить себе оплатить подготовку своих детей к поступлению в университет. В других странах, таких как Америка, Великобритания и Франция, образовательным учреждениям тоже позволено жестко конкурировать друг с другом. Тот факт, что это произошло так быстро — всего за тридцать или сорок лет, — говорит о том, насколько страх перед неудачей проник во все уголки общества знаний.

Учитывая конкурентную борьбу, все больше успешных работников умственного труда обоих полов — бизнес-менеджеров, преподавателей университетов, директоров музеев, врачей — достигают критического состояния после сорока лет. Они знают, что добились уже всего, чего можно было добиться. Если работа — это все, что у них есть, то начинаются проблемы. Следовательно, работникам умственного труда необходимо развивать, и лучше всего в молодости, личную жизнь без конкуренции, найти себе серьезное увлечение помимо работы — например, стать волонтером в местной общине, играть в местном оркестре или активно участвовать в работе органов местного самоуправления. Это побочное увлечение предоставит им возможность многого добиться и в личной жизни.

Вывод

Умственные отрасли, умственная работа и общества знаний появляются регулярно, начиная с 1950-х годов. Сейчас они уже реально существуют в развитых странах. И это имеет несколько последствий и для менеджеров. Расширение умственного труда соответствует упадку физического. Быстро растущий сегмент умственного труда представляют собой техники, и эта тенденция сохранится.

Сокращение занятости в производстве наступило за сокращением занятости в сельском хозяйстве. Доля женщин в трудовых ресурсах постоянно увеличивается, потому что умственный труд — явление "бесполое", в отличие от большинства видов работы на производстве, где всегда доминировали мужчины.

Работники умственного труда склонны идентифицировать себя со своей специальностью даже больше, чем с организацией, на которую работают. Это создает для менеджеров новые трудности, потому что работники умственного труда крайне подвижны, и их намного сложнее заинтересовать миссией организации.

Цена успеха
Вывод
5. Демографические изменения
Необходимо, но не желательно
Страна иммигрантов
Конец единого рынка
Помните о демографических изменениях
Вывод
6. Будущее корпорации
Все на своих местах
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru