К международным относятся фирмы, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Отличительными особенностями международной фирмы является:
— наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией либо на выпуск определенных видов продукции для сбыта на заранее известных внешних рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;
— использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
— контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра с учетом разницы в правовом положении филиалов и дочерних компаний.
Филиал не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени. В обязанности производственного филиала обычно входит выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит. Филиал действует по инструкциям материнской фирмы и не имеет свободы действий на зарубежных рынках. Когда филиалу предоставляются полномочия на заключение сделок от имени головной фирмы, он внешне выступает как обычный агент, то есть от ее имени и за ее счет.
Дочерние компании, обладая юридической самостоятельностью, выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Они сами подписывают контракты с покупателями и несут ответственность за их исполнение, а также юридически отвечают по своим обязательствам. Создавая дочернюю компанию, головная фирма заранее определяет ее специализацию, а также обязанности в отношении сбыта, технического обслуживания реализуемой продукции (если оно требуется), изучения рынков, организации и проведения рекламных компаний и т.д.
Углубление экономических реформ создает определенные предпосылки для расширения зарубежной предпринимательской деятельности украинских граждан и предприятий. Существенно усложнились и стали разнообразнее формы хозяйственного использования зарубежных дочерних фирм.
Дочерние фирмы за рубежом предоставляют владельцам разноплановые возможности и преимущества.
В зависимости от поставленной цели украинские инвесторы могут создавать за рубежом дочерние фирмы различного профиля:
— посреднические и агентские предприятия: агентские фирмы, специализирующиеся на рекламно-информационной и представительской деятельности. Такие фирмы способствуют развитию деловых связей, улучшают "имидж" материнской фирмы; торгово-посреднические, экспортно-импортные предприятия, которые повышают эффективность внешнеторговой деятельности и позволяют отказаться от услуг оптовых посредников, обычно поглощающих весьма существенную часть дохода от экспортно-импортных операций;
— фирмы производственного профиля (включая оказание услуг), в том числе: сборочные, ремонтные, сервисные и другие производственные предприятия;
— предприятия по совместной реализации инвестиционных проектов с участием иностранных партнеров, строительство объектов в других странах;
— фирмы по проведению за рубежом НИОКР при участии украинских предприятий; фирмы, осуществляющие внедрение результатов отечественных НИОКР на иностранных фирмах;
— торговые предприятия: зарубежные дилерские и дистрибьюторские сети, закупочные компании;
— лицензионные фирмы по продаже и лицензированию технологии и других объектов интеллектуальной собственности;
— предприятия инвестиционного и финансового профиля: холдинговые компании, позволяющие эффективно управлять капиталом путем вложения средств в акции и различные ценные бумаги, в иностранные банки, в другие дочерние фирмы, недвижимость и другие активы. Полученные доходы могут быть вновь реинвестированы за рубежом;
— финансовые компании, специализирующиеся на кредитовании зарубежных клиентов, на кредитном посредничестве и других финансовых услугах;
— страховые фирмы, позволяющие получать экономию от внутрифирменного страхования;
— трастовые компании и фонды — они играют роль центров по управлению капиталом клиентов.
Зарубежные дочерние компании придают гибкость финансовой политике фирмы, создают возможности для широкой предпринимательской экспансии на мировых рынках, облегчают внешнеэкономические операции материнской компании. Как правило, зарубежные фирмы образуются в виде акционерных обществ закрытого типа.
Первые шаги предпринимателей, приступающих к инвестированию за рубежом, обычно заключаются в создании дочерних фирм в зонах налоговых льгот, то есть в странах, в которых иностранные инвестиции получают благоприятные правовые и налоговые условия. Наибольшие льготы традиционно предоставляются в так называемых "налоговых гаванях" или оффшорных районах, где прибыли иностранных инвесторов практически полностью освобождаются от налогов. Дочерние фирмы в "налоговых гаванях" способны значительно повысить эффективность внешнеэкономической деятельности материнской компании. По мере ее расширения может возникнуть необходимость создания нескольких дочерних компаний, выполняющих самые разнообразные функции.
В зависимости от назначения сложились стандартные типы оффшорных фирм, размещаемых в льготных зонах и обеспечивающих операции, связанные с деятельностью материнского предприятия. Это компании холдингового типа, торгово-посреднические фирмы и компании финансового профиля.
Выбор юридического статуса и страны для размещения дочерней фирмы определяется, в первую очередь, функциями, которые она должна выполнять в системе внешнеэкономических связей материнской компании. При оценке финансовых и правовых условий создания и деятельности дочерней фирмы необходимо сопоставить множество факторов.
Все страны мира можно разделить на три большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью, по размеру затрат на создание дочерних фирм. В первой группе, в которую входят крупнейшие промышленно развитые страны (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия), налог на прибыль может составлять 40—50 % чистой прибыли, большие минимальные уставные капиталы, специальные правовые нормы.
Ко второй группе относятся страны, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот. Страны этой группы отличаются либеральными валютными и таможенными режимами. В их число входят Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Австрия, Люксембург и некоторые другие.
К третьей группе относятся государства, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль — "налоговые гавани". Как правило, это карликовые государства Европы, бывшие колониальные владения. В качестве типичных примеров "налоговых гаваней" можно назвать Гибралтар, острова Великобритании — Мэн, Джерси, Гернси, Сарк, карликовые государства Европы — Лихтенштейн, Мальту, Андорру, Монако и Малые государства третьего мира — Панаму, Коста-Рику, Либерию, островные государства. В настоящее время в Панаме зарегистрировано 120 тыс. фирм, в Гибралтаре — 22 тыс., на островах Великобритании — 20 тыс.
К категории международных фирм принадлежат ТНК. Эксперты ООН относят к ним любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. По их оценкам, в мире насчитывается свыше 10 тыс. таких фирм, которым принадлежит более 90 тыс. заграничных филиалов и дочерних компаний в 125 странах. Определение ТНК может быть и следующим: это особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единством собственности на средства производства. Такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках. Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности: высокая степень транснационализации производства и капитала; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК: превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.
Крупнейшие ТНК в современных условиях превратились в огромные хозяйственные империи, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации производства и капитала в интернациональном масштабе, который неуклонно повышается.
В среднем на долю доходов от заграничной деятельности (в расчете на одну крупную корпорацию) приходится 40%. С углублением специализации и кооперирования производства между отдельными подразделениями ТНК все большее значение приобретает внутрифирменный обмен продукцией как между материнскими и дочерними компаниями, так и дочерними.
Анализ характера социально-экономических отношений внутри ТНК показывает, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы.
Помимо ТНК западных стран в качестве контрагентов на мировом рынке, важное значение приобрели так называемые "новые международные компании" — ТНК развивающихся стран, наиболее продвинувшихся по пути экономического развития. Это Бразилия, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Южная Корея, получившие название "новых индустриальных стран". Для фирм этих стран характерна продажа технологии, сопровождающей инвестиции, либо включенной в контракты при строительстве предприятий "под ключ". Наиболее крупные международные фирмы этих стран успешно проникают в некоторые наукоемкие отрасли промышленности (электронику, электротехнику, транспортное машиностроение), а также ведут борьбу на торгах за зарубежные контракты в области промышленного и гражданского строительства, за иностранные источники сырья. Они часто становятся конкурентами крупнейших компаний Запада или вступают с ними в соглашения о совместной предпринимательской деятельности. Некоторые из них в силу "узкой" специализации занимают ведущие позиции в производстве некоторых товаров.
Таким образом, ТНК — это продукт и важнейшая составная часть растущей в рамках мировой системы хозяйства транснационализации производства и капитала. На современном этапе под влиянием научно-технической революции и огромной концентрации производства и капитала в руках небольшого количества гигантских компаний процесс транснационализации приобрел многие новые черты и оказывает существенное влияние на содержание и формы международных экономических отношений.
Путем создания многочисленных подконтрольных предприятий в других странах, установления хозяйственных и финансовых связей с крупнейшими финансовыми группировками этих стран ТНК прочно внедряются в их экономику и в ряде случаев оказывают прямое влияние на экономическую и политическую жизнь других стран.
В то же время новым является появление на мировом рынке и других новых экономических субъектов, а именно небольших по размерам ТНК развитых стран, базирующихся на использовании новейшей технологии. Важной характерной чертой современного этапа является значительно более широкий выход на мировые рынки мелких и средних фирм. Все большее число мелких поставщиков начинают обслуживать не только национальные крупные фирмы, но и ТНК других стран.
Источники изучения организаций
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Принципы управления промышленным предприятием
2.2. Основные функции управления
3. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
3.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
Механистический тип организации
Органический тип организации
3.2. Типы организаций по взаимодействию с человеком