Изучаемые организации можно разделить на три группы: действующие клиенты (контрагенты), предполагаемые клиенты и фирмы-конкуренты. Каждая интересующая фирма заносится в банк данных ЭВМ (РОСТЕР) или в соответствующий раздел картотеки. По каждой интересующей фирме собираются следующие сведения [14].
Общие сведения о фирме: наименование фирмы (на украинском и иностранном языках); адрес фирмы, страна и номер регистрации, номер телефона, телекса, телефакса. Перечень общих сведений дает представление о характере и масштабах деятельности фирмы, месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы, и особенно о президенте фирмы.
Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж, количество работников, показатели ликвидности, показатели деловой активности, рентабельности, показатели платежеспособности и др.; место в списке компаний своей страны, в среди крупнейших компаний мира.
Вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленная; торговая; транспортная; консалтинговая; лизинговая и др.
Характер собственности фирмы: частная; государственная; кооперативная; коллективная.
Правовое положение фирмы: акционерное общество; корпорация; общество с ограниченной ответственностью; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с дополнительной ответственностью; единоличная фирма.
Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная; иностранная; смешанная; совместная.
История образования и особенности развития фирмы: год создания; основные слияния, поглощения; изменения наименования.
Тип объединения, в которое входит фирма, и ее положение в нем; материнская компания; филиал; дочерняя; (для дочерних и других указывается наименование материнской компании).
Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары, группы товаров; направление специализации; номенклатура экспорта и импорта.
Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам: удельный вес фирмы в национальном (мировом) производстве (торговле) основными товарами; доля в экспорте и импорте страны.
Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число заграничных дочерних компаний, их местонахождение, виды деятельности; значение (доля) экспорта из страны производства в деятельности фирмы; значение импортных операций в деятельности фирмы, их географическая направленность.
Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местонахождение производственных предприятий и их мощность; число складов, сбытовых предприятий, их местоположение.
Важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции.
Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими фирмами (указывается наименование фирм; формы связи).
Структура аппарата управления фирмы: численный состав Совета директоров и Правления; название производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности и ответственности.
Акционерный капитал: распределение между собственниками акций; контрольный пакет акций, его принадлежность и владельцы. Связи фирмы с банками и характер этих связей.
Источники изучения организаций
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах. Например, информация, публикуемая в американском журнале "Форчун" содержит сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам США и по 500 неамериканским компаниям, в которых проводится ранжирование фирм по объемам продаж. Приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, количестве занятых в фирмах.
В экономических и отраслевых журналах публикуются краткие годовые отчеты наиболее крупных фирм, а также сведения об их текущей деятельности.
Существенную роль играет информация, публикуемая в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам или газетам о деятельности крупных национальных фирм.
Информация, публикуемая самими фирмами. Наибольший интерес представляют следующие источники:
— годовые отчеты о деятельности фирм содержат: характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных подразделений; размеры капиталовложений, расходы на научные исследования; общее число занятых; производственные и финансовые показатели деятельности за последние годы и др.;
— балансовые отчеты фирм;
— проспекты фирм содержат: подробную характеристику производственной деятельности фирмы и ее подразделений, предприятий; новые технические и технологические достижения; материалы об истории развития фирмы, ее связях с другими фирмами и др.;
— каталоги фирмы содержат: технические характеристики выпускаемой продукции по всей номенклатуре; выставочные и ярмарочные каталоги содержат информацию, необходимую для участия в соответствующих выставках и ярмарках.
Справки кредитно-справочных бюро, которые выдаются за плату на основе заранее приобретенных абонементов обо всех фирмах независимо от их Правового положения. В них обычно содержатся: неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале; краткая история фирмы, этапы ее создания; состав руководящих лиц, их биография; баланс и счет прибылей и убытков фирмы за отчетный год. Материалы, содержащиеся в справках кредит-бюро, не подлежат публикации или разглашению. Они собираются частично на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких к данной фирме.
Справки, выдаваемые на основе заказов международными банками данных объединенной компьютерной системы, содержат краткую информацию о фирмах и выдаются за весьма высокую плату.
Информацию о фирмах можно получить также в международных экономических организациях системы ООН (например, ЮНИДО) из формируемых у них на базе компьютерной техники досье, именуемых ростерами.
Информация внутреннего пользования. Собирается и систематизируется каждой фирмой. На каждого действующего клиента фирма заводит карточку, в которой, помимо общей характеристики фирмы, систематически делаются записи о состоянии деловых отношений с клиентом и регулярно вносятся новые сведения о нем. Некоторые фирмы, наряду с картотекой фирм, ведут еще картотеку по товарам.
Справочники по организациям. Содержат систематизированную информацию о различных видах фирм. Справочники помогают установить правильное название фирмы, ее адреса, продаваемый или покупаемый товар. Сведения, помещаемые в справочниках, черпаются исключительно из опубликованных материалов и содержат только ту информацию, которую сами фирмы считают нужным довести до общего сведения.
В зависимости от характера и объема публикуемой информации, справочники по фирмам могут быть товарно-фирменные; адресные; по акционерным обществам; общественные; отраслевые; о финансовых связях между фирмами; директорские; биографические.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Принципы управления промышленным предприятием
2.2. Основные функции управления
3. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
3.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
Механистический тип организации
Органический тип организации
3.2. Типы организаций по взаимодействию с человеком
3.3. Новое в типах организаций