В силу многих причин встречаются люди, имеющие тенденции к примитивным реакциям во взаимодействии с окружением. Наиболее типичные из этих реакций таковы.
Реакция амбиции.
Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить его значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. <с.125>
... Пример, на первый взгляд, парадоксальный. В группе беседующих больных в стационаре кто-то заговорил о мучениях, которые ему пришлось вытерпеть во время обследований. Реакция амбиции со стороны другого участника беседы: "Это что! Вот я..." - и начинается рассказ о болезнях и операциях, перенесенных говорящим. Казалось бы, хвалиться нечем. Однако возможность выглядеть "более пострадавшим", "более несчастным" тешит амбицию субъекта, как бы придает ему больший вес. С этой точки зрения становится понятным, что предметом похвальбы может стать что угодно: больной хвалится болезнью; нищий - тем, что он более нищ, чем его собеседники; преступник - тем, что он более преступен, чем его слушатели-преступники... Примерами последнего изобилуют "Записки из Мертвого дома" Ф. М. Достоевского. ..<с.126>
Реакция самодовольства.
Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляют проявления зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" и т. п. <е.126>
Реакция зависти.
Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.
Реакция злорадства.
Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости... В данном случае радость, так сказать, бескорыстна, просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой... "Мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо". <с.12б>
Реакция захвата (экспансии).
При появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. <с.127>
Реакция агрессии.
В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку "сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием" реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоразмерной с ситуацией жестокостью. Она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.
Реакция присвоения.
Если имеет место конгруэнция, когда субъект получает возможность пристройки "сверху" ипи охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором - как бы "прилипает" к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.
Реакция безразличия.
Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. <с.127>
"Устройство" и правила примитивной группы
...Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.
"Альфа" (Главарь) пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и правом безнаказанной агрессивности. <с.133> ...властность, смелость и исключительная свирепость удерживают его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью... ос.134
...того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками.
Альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало числа довольных. Он способен "вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных; такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...
"Бета" (Авторитет) является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако заметно уступает ему в смелости.
...Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного человека", как бы "сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума, он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности, без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие от субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом.
.. .Отсюда, возможно, то щемящее, то "общечеловеческое", что привлекает социально-инфантильных и незрелых людей к воровским и разбойничьим песням, к "романтике" жизни вне закона. Было бы любопытно взглянуть на таких людей, попади они не в воображаемый, а в реальный преступный мир! Едва ли им понадобилось бы больше трех дней, чтобы от "романтики" и следа не осталось. <с.135> .. .Субъекты "гамма" (ведомые), в свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый-Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. <с.135>
...Угодник существует не только потому, что Главарю приятны его льстивость и услужливость. ...Когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто увивался у его ног, не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.
Точно так же логически необходимо существование Марионетки. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию. Весьма полезен также и Шут. Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. <с.13б> ...Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. У группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутовской или иной форме. Так с помощью Шута выявляется оппонент Главаря.. <с.136>
...Главарю требуется также и Недовольный. ...Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета" в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых. Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.. <с.13б>
...В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых. Попытаемся осмыслить некоторые из этих "правил". <с.137>
Правило унижения.
Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превосходство в чем бы то ни было.
Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции.
Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.. <с.137>
...Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.
Правило рангового соответствия.
Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. <с.138> ...Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаружившая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.. <с.138>
...Демонстрация превосходства в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".
Правило отпора.
Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектов, т. е. унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений.. <с.138>
...Позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора.
Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. <с.138>
.....Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора".
Правило силы.
Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.. <с.138>
...Он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.. <с.138>
Правило выдвижения.
...Реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". <с.138>
Правило гонения.
Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих, легко становится гонимым в примитивной группе.. <с.138>
Правило "козла отпущения".
В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. ...Особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря. <с.140>
Правило отвода агрессии от себя.
Участвуя в групповом гонении жертвы, cyбъект демонстрирует свою солидарность с группой и тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.
Правило возмещения убытка.
Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. <с.140>
...Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым.
Правило незаинтересованности.
Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство". Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания. Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично, - этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.
Правило соблазна.
Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность согрешить неблаговидный поступок, то он оказывается глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок. Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. <с.141>
Правило круговой поруки.
Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, они вовлекают других в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. <с.141>
Правило нормальности.
Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.. <с.141-142>.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн.для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
Что значит "исполнять роли"?
Фазы контакта
А. А. Бодалев. Личность и общение
Формирование первого впечатления о другом человеке
Заключение
РОЗДІЛ IV. Індивідуально-психологічні властивості особистості
И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных
Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах
Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. основные концепции темперамента