Всякий, акт поведения индивида в науке принято условно разбивать на четыре фазы: первая - побуждение к действию, вторая - уточнение индивидом ситуации действия, третья - само действие и четвёртая - его свертывание. А если свертывать его еще рано, так как побуждение к нему не исчезло, индивид возвращается ко второй фазе: заново уточняет ситуацию, уже измененную его предыдущим действием, затем опять переходит к третьей фазе - к новому действию и т. д. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения.
Первая фраза этого акта - направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия). Вторая фаза -психическое отражение партнера, ибо он и есть главное в ситуации действия. На третьей фазе действие состоит в информировании партнера о чем-то и приеме ответной информации от него. Четвертая фаза состоит в отключении от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли. Если они сохраняются, субъект, как уже говорилось, возвращается ко второй фазе, заново отражая партнера, чье поведение уже изменено произошедшим знакообменом, и т. д.
Поскольку же партнеры действуют в контакте не изолированно друг от друга, а совместно (не то и контакта не будет), первую фазу коммуникативного акта можно назвать фазой взаимонаправленности, вторую - фазой взаимоотражения, третью - фазой взаимоинформирования и четвертую - фазой взаимоотключения. Фазы эти прослеживаются и в беглых, и в развернутых контактах. Приведем вариант упоминавшегося в начале главы примера.
Субъект А, читающий газету, замечает, что некто задерживается у скамьи и собирается присесть; Б, ищущий места на скамье, видит, что некто сидит на ней, развернув газету (фаза взаимонаправленности). А, поглядывая на незнакомца из-за своего укрытия, убеждается, что тот не имеет настораживающих примет внешности или недружественных намерений; к сходному выводу приходит Б (фаза взаимоотражения). Скамья длинная, так что Б опускается на нее, не помешав А; теперь оба, бегло встретившись взглядами, придают своим лицам выражение, гласящее: "Я не мешаю вам, а вы - мне" (фаза взаимоинформирования). После этого А погружается в чтение фельетона. Б - в свои размышления (фаза взаимоотключения). Таковы четыре фазы при минимальном контакте: когда ничего не произошло и не было сказано. <с.87-88>
...Наш А до такой степени отключился от присутствия Б рядом, на скамье, что громко хохотнул в каком-то месте фельетона. Это побудило Б повернуться к нему, что не ускользает от внимания А (контакт возобновился; фаза взаимонаправленности). Б, взглянув на А, схватывает, почему именно тот смеется, - ясно, например, что не над ним, Б, а над чем-то в газете; А, уловив взгляд Б, догадывается, что невольно привлек внимание незнакомца вырвавшимся смехом, а не чем-нибудь другим (фаза взаимоотражения). Далее А, не желая вторжения постороннего в свой отдых, "стирает" улыбку с лица и подчеркнуто вперяет взор в газету; это должно означать: "Мой смех не был обращен к вам"; Б, скажем, игнорирует эти знаки и продолжает заинтересованно смотреть на А; тот, явно контролируя ситуацию, не поддается на безмолвный призыв к диалогу (фаза взаимоинформирования сводится здесь к тому, что А проинформирован незнакомца о своей нерасположенности к беседе). Далее А и Б вновь забывают один о другом (фаза взаимоотключения).
Но допустим, Б не поверил в действительную закрытость А. Наш Б из фазы взаимоинформирования возвращается в предыдущую фазу и предпринимает уточняющее отражение партнера в своем сознании. При этом он решает: А скорее актерствует, ему требуется, видимо, загладить невольно вызванное у соседа впечатление несдержанности, и он усиленно демонстрирует неназойливость,
На самом же деле, как думается Б, этому человеку очень хочется поделиться с кем-нибудь своим весельем. "И похоже, - заключает Б, - я кажусь ему подходящим для этого партнером". И поскольку он и сам не прочь чем-нибудь развлечься, он решается на вопрос к А. По-разному может звучать этот вопрос, но суть его одна; "Что же там такого пишут?" Партнер А, со своей стороны, возвращается к отражению Б в своем сознании, чтобы уточнить: не подал ли он незнакомцу повод к бесцеремонности? И тот ли это слушатель, с которым приятно будет разделить веселье? "Нет, не тот", - подумалось А. Он отвечает сдержанно: "Да, так..." - и заслоняется газетой. Взаимоинформирование, кажется, окончено. Но произошло ли взаимоотключение?..
"Я ошибся, - думает теперь Б,- Не за того его принял. Или это я сам дал маху, интонацию выбрал неправильно?" Он чуть обескуражен и мысленно корит себя за обращение к незнакомому человеку. И от А это не ускользает: ведь он все-таки продолжает наблюдать за соседом. Теперь А чувствует себя неловко: "Человек-то не нахальный, а я его грубо отталкиваю. Почему бы мне с ним не поделиться?" Тут наш А, чуть опустив газету, говорит: "Нет, вы только послушайте!.." И читает вслух понравившуюся фразу из фельетона. Так взаимоинформирование начинается снова.
Обратим внимание: фазы во всех примерах формально одни и те же. Но в последнем примере фаза повторного отражения партнера стала богаче и тоньше по содержанию. Это справедливо как для Б, который глубже проникает в душевное состояние А, так и для А, который тоже начинает лучше видеть игнорировать своего партнера. Оба выходят на уровень общения, который мы будем называть конвенциональным. (Словом "конвенция", или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества.)<с.88-89>.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
Формирование первого впечатления о другом человеке
Заключение
РОЗДІЛ IV. Індивідуально-психологічні властивості особистості
И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных
Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах
Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. основные концепции темперамента
Введение в проблематику, связанную с темпераментом
Конституциональные типологии темперамента и их значение для педагогики
Факторные теории темперамента