Социологическая теория — это прежде всего методология. Она представляет собой разнообразие методов, позволяющих исследовать социальную реальность во всех ее аспектах. Взятая во всем ее объеме, методология складывается из специального теоретического инструментария в виде общих методов и частных методик, предназначенных для решения конкретных познавательных задач. Все эти исследовательские инструменты имеют общее сходство, налагаемое на них причастностью именно к социологической науке. Все они позволяют практиковать именно социологический подход к анализу социальных явлений и фактов.
Если учитывать, что общество, социальная жизнь, социальная реальность интересуют не одну социологию, а целый ряд социогуманитарных наук, то возникает необходимость выделить специфику сугубо социологического подхода, своеобразие социологического метода как такового, его отличие от философского, исторического, культурологического и прочих теоретических подходов. Это своеобразие заключается в следующих свойствах общего социологического метода:
1) взгляд на каждый социальный феномен как на реалию, прочно связанную разнообразными зависимостями с окружающим ее социальным контекстом;
2) опора на принцип социального детерминизма, предполагающего поиск причин всех исследуемых явлений и процессов в пределах социальной реальности.
Общесоциологический метод прошел в своем развитии два важных этапа. Первый — это его развитие в контексте философской (метафизической) теории. Это был период, который можно с некоторой степенью условности назвать периодом предыстории социологии. На его протяжении социология еще не сознавала себя в качестве таковой, не имела собственного самосознания, не стремилась обособиться от других направлений теоретического познания. То есть социология, не обладавшая теоретической автономией и не имевшая самосознания, была, по существу, еще "предсоциологией", "протосоциологией". Данный этап охватил весь период развития классической культуры от ее зарождения до середины XIX в.
Второй этап связан с отделением социологического метода от сугубо философских и прежде всего метафизических подходов к социальной реальности, с превращением его в самостоятельный инструмент познания, намеренно подчеркивающий свою самостоятельность. Эта автономизация происходила на протяжении почти полутора столетий, вплоть до последней трети XX в. В социогуманитарных науках возникла традиция обозначать этот период термином "модернизм", или "модерн" (от лат. modernus — современный). Кроме того, внутри данного периода различаются три фазы — ранний модерн (протомодерн), зрелый модерн и поздний модерн, переживающий процессы трансформации в какое-то новое качество (постмодерн).
Классическая метафизическая социология
Вернемся к первому периоду. Некогда, в рамках классической традиции, берущей свое начало от Платона, социология и метафизика, как методы познания, существовали в неразрывном единстве. Социологическая мысль, еще не осознававшая себя в качестве таковой, была при этом погружена в исследование сугубо земной социальной действительности. А метафизику волновали тайны запредельно высокого порядка: ей грезилось, что люди в их земной суете не предоставлены самим себе, что должны существовать некие высшие, сверхфизические (метафизические) первоначала и первопричины, которым подчинены социальная реальность и социальное бытие государств, народов, индивидов. В метафизике, в отличие от любой из научных дисциплин с их рассудочными ориентация ми, доминирует не рациональное, а интуитивное мироотношение. Она не позволяет забывать о том, что у человека есть, кроме способностей к рациональному миропониманию, еще и внерациональная способность, позволяющая постигать высшие смыслы социальных реалий и усматривать их связи с запредельными (трансцендентными) первоначалами бытия. И прежде всего это метафизическая интуиция. Для того чтобы она могла успешно обнаружить свои познавательные возможности в социологических изысканиях, социологическому сознанию необходимо принять для себя в качестве аксиом несколько следующих положений:
а) метафизическая (трансцендентная) реальность существует;
б) метафизический мир представляет собой единое, всеобщее, совокупное, отцовско-матери некое первоединство, по отношению к которому земная жизнь людей выступает как одно из его частных проявлений.
в) в каждом фрагменте социальной жизни присутствуют метафизические начала.
Тот, кто обладает метафизической интуицией, убежден, что все сущее, в том числе и социум в целом и в каждой его от дельно взятой части, живет и движется не только в пределах наблюдаемых, эмпирически фиксируемых проявлений. У социальных реалий имеется и другая, ненаблюдаемая тайна, скрытая от рассудка и разума жизнь. Эти реалии многомерны, бесконечно содержательны и уходят своими причинными корнями в сверхкаузальный мир, где пребывают "причины причин", первонормы, первоценности, первообразы. Метафизическая интуиция способна проникать гораздо глубже и прозревать несравнимо дальше, чем сугубо рационалистический подход рассудочной социологии, не замечающей души социума, а имеющей дело лишь с его "телом".
В отличие от теоретического рассудка, идущего на сознательный разрыв с мифологией, мистикой, религией, метафизическая интуиция никогда не теряет с ними связей. Если язык социологического рассудка денотативен и стремится обнажать скрытые смыслы, то язык метафизической интуиции коннотативен, то есть предполагает присутствие подтекстов, до конца не поддающихся словесному выражению. В отличие от социологического разума, который сознает свою ограниченность и не посягает на непостижимое, метафизическая интуиция находит возможности помыслить немыслимое и говорить о неизрекаемом.
На протяжении всей истории классической культуры социологическая и метафизическая мысль не разводили между собой мостов. Они сосуществовали вместе и двигались в одном направлении, в едином интеллектуально-поисковом русле, имели перед собой общие познавательные задачи — причинное объяснение социальной жизни людей. И там, где обнаруживались пределы познавательных возможностей "протосоциологии", ей на помощь приходила метафизика. Пока можно было объяснять социальные события и процессы действием социальных обстоятельств, социологическая мысль спокойно трудилась над выстраиванием необходимых объяснений. Но как только обнаруживалось, что причинная цепь длиннее, чем она кажется, что она не вмещается в рамки очевидного социального пространства и уходит куда-то за пределы социальной реальности, на помощь приходила метафизика с ее собственным инструментарием из соответствующих понятий и принципов. Так дело обстояло у
Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Спинозы, Гоббса, Локка, Канта, Гегеля и многих других мыслителей прошлого. Их социология была неотрывна от метафизики и была метафизической социологией.
Постмодерн — эпоха, требующая сближения социологии с метафизикой
Лекция 2. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. АНТИЧНЫЕ КЛАССИКИ
ПЛАТОН
Эпоха и личная судьба
Диалогизм как социокультурная форма поиска истины
Мировой и социальный порядок
Учение об идеях (эйдосах)
Идеальное государство
"Законы": диктатура консервативной нормативности