Социология - Бачинин В.А. - "Законы": диктатура консервативной нормативности

В диалоге "Государство" Платон приложил немало интеллектуальных усилий, чтобы найти способ соединения естественной справедливости Космоса с искусственным продуктом человеческих усилий — государством, его законами и правосудием. В "Законах" он продолжил эти попытки. "Законы" отличаются от диалога "Государство" большей детализацией воображаемой модели и более резко выраженным духом нормативной регламентации всех сторон социальной жизни и деятельности. Здесь Платон, при всей его любви к мифам и привычке давать волю воображению, выказывает себя довольно трезвым реалистом. Он сознает несовершенство человеческой природы, из-за чего люди часто ведут себя агрессивно. Поэтому сколь бы совершенным, продуманным, детализированным до мелочей ни был план идеального общественного устройства, следует не упускать из виду постоянно существующую угрозу вспышек человеческой ярости и гнева. Это заставляет думать о необходимости надежных средств общественной безопасности. В противном случае естественные наклонности людей к эгоизму, поискам удовольствий, своекорыстию разрушат любое, даже самое совершенное государство.

Согласно Платону, наилучшее законодательство должно быть ориентировано на требования высшего абсолютного Первоначала и должно соответствовать трем главным критериям: 1) ориентироваться не на войну и захват добычи, а на всеобщий мир и справедливость; 2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным человеческим благам; 3) иметь своей целью главные божественные блага — здравое, разумное и мужественное состояние каждой человеческой души. Необходимым условием этого является продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что люди находятся во власти богов и являются чем-то вроде игрушек и кукол-марионеток, дергаемых за ниточки божественной волей. Среди этих ниточек существует наиглавнейшая "золотая нить", ведущая к благу, — человеческий рассудок. Поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассудительность. А это включает в себя соблюдение трех важнейших требований: 1) почитать богов и героев; 2) почитать родителей, как живых, так и умерших; 3) почитать всех своих сограждан. У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, законопослушное правосознание.

Существует устойчивое мнение, будто Платоном в "Государстве" и "Законах" владело стремление обосновать необходимость неизменности, вечной незыблемости описываемого им социального порядка. Но при этом забывается, что Платон пытался изобразить не земной порядок, а саму идею социального порядка. А идея неизменна уже по своему определению. Правда, Платону не удалось провести свой принцип с достаточной последовательностью и необходимой чистотой. В те картины, что он рисует, постоянно вторгается земная, знакомая ему реальность. Временами Платон, увлекаясь, сам забывает, что он описывает — то ли идею совершенного государства, то ли ее земное воплощение. Но все земное, сколь бы стабильным и прочным оно нибыло, не может быть вечно неизменным. И диалектик Платон, хорошо усвоивший уроки Гераклита о текучести сущего, прекрасно это понимал. Поэтому претензии к нему, как чудовищному консерватору, безосновательны.

Преступления и наказания

Согласно Платону, люди по своей природе слабы, податливы на искушения, злы и порочны. Именно поэтому государству следует иметь эффективное, детально разработанное законодательство, которое регламентировало бы все стороны человеческого существования. Законы призваны нейтрализовать несовершенство человеческой природы и подстраховывать, оберегать общество от его разрушительных проявлений. Они должны предостерегать против возможных преступлений и грозить суровыми карами тем, кто вздумает их нарушать. Среди таких нарушителей могут оказаться не только граждане с неподатливой природой, устойчивой к воспитательным воздействиям, но и слуги, рабы или приезжие чужеземцы.

Исходный принцип платоновской пенологии звучит твердо и однозначно: закон безмолвствует перед провинившимся, но для ослушника он громко глаголет. Наказание по закону не имеет своей целью причинение зла. Его задача — делать виновного менее испорченным. И никто из совершивших те или иные преступления не должен нигде и никогда оставаться безнаказанным. Наказания же могут быть разными — денежная пеня, палочные удары, тюремное заключение и смертная казнь. Решение о наказании за совершенное преступление выносят судьи открытым голосованием. Они располагаются напротив обвиняемого и истца. Вначале слово предоставляется истцу, а затем ответчику. После их речей старейший из судей начинает допрос. Его вопросы дополняются вопросами других судей к обвиняемому и свидетелям. После трехдневного заседания судьи выносят свой приговор.

Самого сурового наказания в государстве Платона заслуживают преступления против богов, виновный наказывается смертью, а труп его выбрасывается за пределы страны. Далее следуют преступления против существующего государственного строя. Платон называет врагами государства тех, кто участвует в заговорах, разжигает восстания, прибегает к насилию, отказывается защищать отечество. Таких граждан судьи приговаривают к смерти. Убийства Платон подразделяет на невольные и насильственные. Если убийство совершено во время спортивных игр или военных упражнений, то виновный не несет уголовного наказания, а лишь проходит через обряд религиозного очищения. При намеренном, сознательном убийстве наказания подразделяются на следующие: за убийство чужого раба возмещается хозяину убыток, если же убит собственный раб, то достаточно одного лишь религиозного обряда очищения. Если происходит невольное убийство свободнорожденного человека, виновный должен очиститься и удалиться из отечества сроком на один год. Если же убийство совершено в приступе гнева и ярости, то убийцу отправляют в изгнание на два года. Всякий убийца, не подчинившийся закону, не прошедший через очищение и осквернивший своим присутствием общественные места — рынки, площади, игрища, храмы, может быть привлечен к суду любым из граждан и подвергнут более суровому наказанию. Если раб убьет своего господина или любого свободнорожденного, то близкие вправе сделать с убийцей все, что угодно, но ни в коем случае не оставлять его в живых. Когда один из супругов в припадке гнева убивает другого, то наказанием служит изгнание из страны на три года. Эта же мера применяется в случае драматического конфликта между братом и сестрой. Если кто-то в приладке гнева убивает одного из своих родителей, то он подвергается суду по самым тяжким обвинениям в оскорблении действием, нечестии и святотатстве. Он заслуживает многократной смертной казни, если бы это только было возможно.

Анализируя мотивы, самых тяжелых преступлений, Платон утверждает, что их причиной часто служит наибольшее из зол — это господство страсти, заставляющее душу дичать от вожделений, устремляться к ненасытному стяжанию и насилию. Яростное начало начинает господствовать в душе человека, переворачивает все в ней вверх дном и толкает на преступление с титанической силой, которой невозможно противостоять. Признавая неодолимость этой силы для многих людей, Платон склоняется к тому, чтобы в его государстве за преступления, совершенные в состоянии аффекта, карали сравнительно мягко. Самым нечестивым из всех преступлений Платон считает предумышленное убийство кровного родственника. Кроме страшного божественного возмездия убийцу ожидает суровая кара государства: его предают смерти, а обнаженное тело выбрасывают за пределы страны "на отведенный для этого перекресток. Затем все должностные лица, ради очищения всего государства, должны принести по камню и бросить в голову трупа. Платон говорит и о тех, кто сам себя лишает жизни, творя над собой неправедный суд. Государство их осуждает и не удостаивает обычной погребальной церемонии. Их хоронят отдельно от других, на пустырях, не отмечая могил ни надгробными плитами, ни надписями. В случаях когда люди гибнут из-за каких-нибудь животных, последних убивают и выбрасывают за пределы государства. Если же чья-то душа расстается с телом из-за неодушевленного предмета, то с ним поступают так же, как и с животным. Невиновным в убийстве Платон предлагает считать того, кто ночью защищался от грабителя, старался избежать изнасилования или защищал своих ни в чем не повинных родственников.

Столь же детально, как и убийства, Платон рассматривает телесные повреждения вместе с соответствующими формами реагирования на них государства в лице судей. Наказанием в большинстве случаев становится денежный штраф различных размеров. Исключениями являются применение насилия, побои, оскорбления по отношению к отцу или матери. Такие преступления приравниваются к святотатству, и виновные осуждаются на смерть. Свидетель побоев, наносимых сыном кому-либо из родителей, не пришедший на помощь, приговаривается судом к изгнанию из страны. Если же оказавший помощь был рабом, то он становится свободным. Тот, кто уличен в жестоком обращении с родителями, изгоняется из государства. Если же он, вопреки запрету, возвращается, то его приговаривают к смерти.

Рассуждая об этих и других законах, Платон подчеркивает, что они устанавливаются в первую очередь для людей с тем, чтобы научить их жить в мире друг с другом. Те же, кто обладает неподатливой, злонравной природой и не получил воспитания, должны помнить о грозящем им суровом воздаянии, если они осмелятся нарушать законы государства.

Преступления и наказания
Платонизм после Платона
АРИСТОТЕЛЬ
Учение о причинности
Проблема наилучшей формы социального порядка
Типология государств
Право и справедливость
Социальный беспорядок в государстве
Социальная несправедливость как неправосудность
Антропосоциология
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru