Существует еще одна сложность, которая имеет место в любой задаче менеджера, в любом его решении и в любом действии. Строго говоря, это нельзя назвать четвертой основной задачей менеджмента; скорее это дополнительный критерий, и имя ему — время.
Менеджмент всегда должен оценивать и будущее, и настоящее, как с краткосрочной, так и с долгосрочной точки зрения. Задачу менеджмента нельзя считать решенной, если решение было "куплено" ценой ухудшения "здоровья" или самого выживания компании в долгосрочной перспективе. Решение менеджмента будет безответственным, если оно связано с серьезным риском сегодня во имя грандиозного будущего. Очень распространена ситуация, когда поистине блестящий менеджер, обеспечивавший отличные экономические результаты компании, уходит, оставляя за спиной тонущий корабль. Это яркий пример безответственного управления и неспособности менеджмента сбалансировать настоящее и будущее. Мгновенные экономические результаты иллюзорны и, как правило, достигаются путем бездумных и неоправданно высоких затрат капитала. В каждой ситуации, когда не учитываются требования настоящего и будущего, когда их потребности не гармонизированы или хотя бы не сбалансированы, наносится серьезный вред капиталу, т.е. ресурсу, создающему богатство компании.
Есть две причины, по которым временной фактор особенно важен для менеджера и сильно усложняет ее работу. С одной стороны, сама суть экономического и технического прогресса заключается в том, что качество и уместность любого принятого решения проверяется временем. В восьмидесятых годах XIX века Эдисону потребовалось два года, чтобы перейти от лабораторных исследований к работе на экспериментальной фабрике. Сегодня последователям Эдисона на это понадобилось бы лет пятнадцать. А на то, чтобы создать и окупить так называемую человеческую организацию, например службу сбыта или управленческую группу, понадобится еще больше времени.
Вторая особенность временного критерия состоит в том, что менеджмент, в отличие от подавляющего большинства аспектов, должен существовать в настоящем и в будущем. Менеджер обязан заботиться об эффективности института сегодня, чтобы его компания могла успешно работать завтра. Он должен сделать предприятие эффективным, способным к росту и переменам в будущем. Если он этого не делает, то разрушает капитал, т.е. снижает способность ресурсов производить богатство завтра.
Для менеджера будущее — это отсутствие какой-либо непрерывности. Тем не менее к будущему, каким бы иным оно ни было, можно прийти только из настоящего. Чем больше скачок в неизвестное, тем прочнее должно быть основание для него. Временной фактор делает решение менеджера специфическим.
Администрирование и предпринимательство
Любой менеджер неизменно должен заниматься административной деятельностью, т.е. управлять тем, что уже есть, и совершенствовать это. Но существует еще один критерий деятельности менеджера. Кроме этого он должен быть и предпринимателем. Он должен перераспределять ресурсы, переводя их из неприбыльных и деградирующих областей в области, обеспечивающие высокие или возрастающие результаты. Он должен создавать завтрашний день.
В настоящем времени существуют определенные рынки, технологии, товары и услуги, производственные мощности и оборудование; капиталы, которые были вложены и которые теперь нужно обслуживать; люди, которые были наняты, и т.д. Административная функция менеджера состоит в том, чтобы оптимизировать результаты использования всех этих ресурсов.
Это, как утверждают экономисты, предусматривает результативность, т.е. способность делать лучше то, что уже делалось раньше; это означает акцентирование внимания на издержках. Но оптимизация должна базироваться на эффективности. Она сосредоточена на способности приносить доход, создавать новые рынки, изменять экономические условия существующих рынков и продуктов. В данном случае вопрос стоит не в том, как мы можем сделать это лучше, а в том, какие из продуктов приносят или могли бы приносить исключительные экономические результаты. Как нужно перераспределить ресурсы и усилия, чтобы они приносили исключительно высокие, а не нормальные, ординарные результаты, обеспечиваемые при результативной работе?
Это никоим образом не умаляет значения результативности. Даже самый здоровый и высокоэффективный бизнес может погибнуть, если его результативность будет низкой. С другой стороны, даже самая результативная компания не выживет, не говоря уже о том, чтобы преуспеть, если она эффективна не в тех областях, в которых нужно, другими словами, если она работает неэффективно. Какой бы высокой ни была результативность производителя плетей для телег, она не поможет выжить этому производителю.
Эффективность — это основа успеха, а результативность — минимальное условие для выживания института после достижения успеха. Результативность — умение делать дело правильно, а эффективность -умение делать правильные вещи.
Результативность предусматривает адекватные усилия во всех областях деятельности. Эффективность начинается с понимания того, что в бизнесе, как и в любом другом органе общества, 10-15% явлений — продуктов, заказов, клиентов, рынков и людей — генерируют 80-90% конечных результатов. Остальные 85-90% явлений, независимо от того, насколько эффективно ими управляют, не генерируют ничего, кроме издержек.
Первая задача менеджера как администратора состоит в том, чтобы сделать результативной то небольшое основное ядро всех видов деятельности организации, которое способно быть результативным. В то же время менеджер нейтрализует (если не полностью игнорирует) большую часть других операций: продукты кадровой деятельности, исследовательскую работу, сбытовые мероприятия, которые, какими бы качественными они ни были, не приносят исключительных результатов.
Вторая административная задача менеджера заключается в том, чтобы постоянно хоть немного, но приближать бизнес к полной реализации его потенциала. Даже самый успешный бизнес функционирует при довольно низком коэффициенте соотношения реальной производительности и полного потенциала. Потенциал — это экономические результаты, которые могли бы быть получены, если бы усилия и ресурсы были распределены оптимально для получения максимально возможного результата.
Эта задача не является чем-то новым. Она означает, что мы должны проанализировать сегодняшнее состояние дел в бизнесе и задаться вопросами: что является для него теоретически оптимальным? Что препятствует достижению этих наиболее благоприятных условий? Каковы препятствия и ограничительные факторы, которые сдерживают бизнес и не позволяют ему получить полную отдачу в результате использования своих ресурсов и усилий?
В то же время работа любого менеджера изначально предусматривает предпринимательскую деятельность, а именно создание бизнеса завтрашнего дня. Предпринимательство неразрывно связано и с задачей инноваций.
Созидание бизнеса завтрашнего дня основывается на предпосылке, что он должен быть и будет не таким, как сегодня, но начинается эта работа с бизнеса дня сегодняшнего. Создание бизнеса завтрашнего дня никогда не бывает результатом моментального озарения гения. Оно требует тяжелой, систематической и обязательной работы сегодня. Это значит, что будущее создается людьми, которые работают в сегодняшнем бизнесе.
Говорят, что успех не бывает вечным. В конце концов, бизнес — это не что иное, как творение человеческих рук, а ни один человек не может жить вечно. Даже самая старая компания возникла чуть более ста лет назад. Но чтобы сделать весомый вклад в экономику и общество, коммерческое предприятие должно существовать не в течение одной человеческой жизни или поколения, а дольше. Продолжительность существования бизнеса — одна из основных задач менеджера, связанных с его предпринимательской деятельностью. Способность обеспечить бизнесу долгую жизнь можно назвать одной из самых надежных и показательных проверок эффективности менеджмента.
Вывод
В менеджменте выделяются три основные задачи, которые можно назвать критериями. Первая — продумать и сформулировать конкретную цель и миссию организации, будь то бизнес-предприятия, больницы, школы или государственного органа. Вторая задача состоит в том, чтобы сделать работу производительной, а работника — успешным. И, наконец, третья задача — управлять влиянием организации на общество и нести социальную ответственность. В том, что касается второй и третьей задач, то все институты похожи. Только по первой задаче бизнес-предприятие отличается от больницы, школы или государственного органа. А конкретная цель и миссия бизнес-предприятия — это экономическая результативность. Для их достижения менеджеры всегда должны уравновешивать настоящее с неопределенным и рискованным будущим, они обязаны добиваться успеха в краткосрочной перспективе и обеспечивать долгосрочный успех своего бизнеса. Менеджеры в любой ситуации должны быть администраторами того, что уже существует. Кроме того, им необходимо создавать что-то новое, т.е. они должны быть предпринимателями и готовыми к риску новаторами. Современный бизнес может приносить пользу и обществу, и собственным сотрудникам, только если сможет пережить несколько поколений работников и будет выполнять свои функции и в новом, изменившемся будущем.
Вывод
ЧАСТЬ I. НОВЫЕ РЕАЛИИ МЕНЕДЖМЕНТА
4. Знание - это все
Новая рабочая сила
Мужские и женские роли
Всегда стремиться вверх
Цена успеха
Вывод
5. Демографические изменения