Без сомнения, как в развитых, так и в развивающихся странах ситуация все больше меняется по сравнению с тем, что было в конце XX века. Большей частью изменения эти беспрецедентны. К тому же большинство из них уже имеют место или происходят быстрыми темпами.
На этом фоне в следующих четырех главах мы попытаемся ответить на три вопроса: что может и должен менеджмент сделать сейчас, чтобы подготовиться к новым реалиям? Какие еще серьезные изменения могут ожидать нас будущем, о чем мы пока не подозреваем? Каковы новые парадигмы менеджмента, формирующиеся на основе этих новых реалий?
4. Знание - это все
В сложившихся условиях знание является ключевым ресурсом в обществе, а работники умственного труда представляют собой доминирующую группу в рамках рабочей силы. Три основные характеристики экономики знаний таковы.
• Безграничность, поскольку знания передаются еще проще, чем деньги.
• Движение вверх, потому что знания доступны каждому и приобретаются в ходе формального обучения.
• Возможность как успеха, так и неудачи. Любой может приобрести "средства производства", т.е. знания, необходимые для работы, но не каждый сможет с их помощью победить.
Благодаря этим трем характеристикам в обществе знаний распространяется серьезная конкуренция и среди организаций, и между отдельными людьми. Информационные технологии, хотя и являются одним из множества аспектов новой реальности, уже оказывают очень заметное и существенное воздействие: они позволяют знаниям распространяться практически мгновенно и делают их доступными каждому. Учитывая легкость и быстроту перемещения информации, любой институт в обществе знаний, не только коммерческие компании, но и школы, университеты, больницы и многочисленные государственные органы, должны быть в состоянии конкурировать в глобальном масштабе, даже несмотря на то, что большинство организаций и дальше будут действовать на местном уровне и только на своих рынках. Это объясняется тем, что Интернет позволит потребителям в любой точке планеты знать все о том, что доступно в любом другом месте и по какой цене.
Эта новая экономика знаний во многом полагается на работников умственного труда. В настоящий момент этот термин широко применяется по отношению к людям, которые обладают обширными теоретическим знаниями и умениями, т.е. врачам, юристам, преподавателям, бухгалтерам, инженерам-химикам. Но самый невероятный рост будет наблюдаться среди "техников умственного труда" — специалистов по компьютерам, программистов, аналитиков в клинических лабораториях, технологов на производстве, помощников юристов. Эти люди в равной мере являются работ-
никами как физического, так и умственного труда. Более того, обычно они проводят намного больше времени, работая руками, чем головой. Но их физический труд основывается на огромных теоретических знаниях, которые можно приобрести только в ходе формального обучения, а не посредством ученичества на производстве. Как правило, этим людям платят не больше, чем обычным рабочим, но сами себя они считают профессионалами. Точно так же как в XX веке неквалифицированные рабочие на производстве были доминирующей социальной и политической силой, техники умственного труда вполне могут стать доминирующей социальной — а может быть, и политической — силой уже через несколько десятилетий.
Новая рабочая сила
Сто лет назад подавляющее большинство людей в развитых странах работали руками — на фермах, в домашнем хозяйстве, в небольших мастерских и на фабриках (в то время это встречалось редко). Пятьдесят лет назад пропорция работников физического труда в Америке уменьшилась примерно в половину, а фабричные рабочие стали крупнейшей группой в рамках рабочей силы, составляя около 35 процентов. Теперь, еще через пятьдесят лет, менее четверти американских работников зарабатывают на жизнь физическим трудом. Заводские рабочие по-прежнему составляют большинство среди работников физического труда, но их доля в общем объеме рабочей силы упала до 15 процентов.
Из всех больших развитых стран в США сейчас наименьшее число заводских рабочих в составе всех трудовых ресурсов. В Великобритании ситуация почти такая же. В Японии и Германии их доля все еще составляет около четверти, но она постоянно сокращается.
До Первой мировой войны не существовало даже отдельного слова для обозначения людей, зарабатывающих на жизнь как-то иначе, нежели физическим трудом. Приблизительно в 1920-х годах появилось понятие "работник сферы обслуживания", но оно оказалось не совсем верным. В наше время меньше половины всех тех, кто не занят физическим трудом, работают в сфере обслуживания. Единственная быстро развивающаяся группа в рамках рабочей силы в Америке и всех других развитых странах — это работники умственного труда, т.е. люди, которым для работы требуется формальное, передовое образование. Сейчас они составляют целую треть всех трудовых ресурсов в Америке и превосходят количество заводских рабочих в отношении два к одному. Еще лет через пятнадцать их количество во всех богатых странах вполне может вырасти до двух третей рабочей силы.
Термины умственные отрасли, умственная работа и работник умственного труда появились около пятидесяти лет назад. Их придумали примерно в 1960 году, одновременно, но независимо друг от друга. Первый термин ввел в обращение экономист из Принстона Фриц Махлуп, а второй и третий — автор этой книги. Теперь эти понятия используют все, но при этом мало кто понимает, как они связаны с человеческими ценностями и человеческим поведением, с управлением людьми и повышением производительности труда, с экономикой и политикой. Но что ясно уже сейчас — это то, что формирующиеся общество и экономика знаний будут по нескольким направлениям кардинально отличаться от общества и экономики конца XX века.
Работники умственного труда все вместе являются новыми капиталистами. Знания стали ключевым ресурсом, причем дефицитным. Другими словами, работники умственного труда владеют средствами производства. Но как группа они выступают в качестве капиталистов и в прежнем значении этого слова — посредством своей доли в пенсионных и открытых инвестиционных фондах они стали мажоритарными акционерами и владельцами многих крупных компаний в обществе знаний.
Эффективные знания узко специализированы. Это значит, что работники умственного труда должны иметь доступ к организации, т.е. коллективу, который объединяет специалистов из разных областей знаний и применяет их специализацию для получения единого конечного продукта. Самый талантливый учитель математики в средней школе эффективен только как представитель педагогического коллектива. Самый одаренный консультант по разработке продукции эффективен только в том случае, если имеется организованный и компетентный бизнес, который сможет воплотить его советы в жизнь. Самый гениальный программист не обойдется без производителя аппаратного обеспечения. Но, в свою очередь, средней школе нужен учитель математики, компании нужен специалист по разработке продукции, а компании-производителю персональных компьютеров необходим программист. Следовательно, работники умственного труда считают себя равными тем, что сохраняет свои услуги, т.е. скорее профессионалам, а не наемным рабочим. Общество знаний — это общество старших и младших, а не начальников и подчиненных.
Мужские и женские роли
Всегда стремиться вверх
Цена успеха
Вывод
5. Демографические изменения
Необходимо, но не желательно
Страна иммигрантов
Конец единого рынка
Помните о демографических изменениях