Качество жизни — это третья основная область рабочих задач менеджмента. Менеджеры всех институтов несут ответственность за так называемые побочные продукты, т.е. за воздействие их правомочных действий на людей, физическое и социальное окружение. Все чаще от них ожидают умения предвидеть и разрешать социальные проблемы. Им необходимо уметь продумывать и разрабатывать новые стратегии взаимоотношений бизнеса и правительства, которые сегодня стремительно выходят за рамки традиционных теорий и привычек. Что же представляют собой эти задачи? Какие благоприятные возможности открывают? Какие ограничения навязывают? И какие этические принципы лидерства должны управлять менеджером, который является лидером, но не хозяином?
20. Социальное воздействие и социальные проблемы
Социальная ответственность (в бизнес-компании, в больнице или в университете) может возникнуть в двух областях. Она может быть следствием социальных воздействий организации и может также возникнуть как проблемы общества. Обе категории являются предметом внимания менеджмента, потому что институт, которым управляют менеджеры, обязательно живет в том или ином обществе и местном сообществе. Но они все же отличаются друг от друга. Первая связана с тем, что организация предоставляет обществу, а вторая помогает понять, что она может сделать для общества.
Современная организация существует ради предоставления обществу конкретных услуг. Таким образом, ее существование в обществе и коллективе вполне оправдано. Она имеет право на жизнь и деятельность в создавшейся социальной среде. Но организация также должна нанимать людей для выполнения работы. Ее социальные воздействия неизбежно выходят за рамки того конкретного вклада, ради которого она и существует.
Цель больницы заключается не в том, чтобы обеспечить работой медсестер и поваров. Главное в ее работе — это лечение пациентов и забота о них. Но для достижения этой цели присутствие медсестер и поваров обязательно. И они очень быстро формируют трудовое сообщество со своими задачами и проблемами.
Цель ферросплавного завода состоит не в том, чтобы шуметь или выпускать в атмосферу ядовитые пары. Его предназначение — производство высококачественных металлов, необходимых потребителю. Но для того чтобы делать это, завод действительно производит шум, испускает тепло и пары.
Такие воздействия присущи любой организации, но они в значительной степени являются неизбежными побочными продуктами ее функционирования.
Социальные проблемы, например упадок системы образования, напротив, являются больше результатом нарушения нормальных процессов в обществе, чем воздействия организации и последствий ее деятельности.
В сталелитейной компании, описанной в предыдущей главе, действительно была расовая дискриминация. Но причиной ее, конечно, была не деятельность организации, дискриминация не была результатом ее воздействия. В бизнесе межрасовые проблемы старого Юга США давно считаются главным препятствием на пути индустриализации и экономического развития. И этому внешнему условию вынужден соответствовать любой институт, функционирующий в обществе южан. Также и аргентинская компания Swift — и вся мясоперерабатывающая отрасль Аргентины -
не били причиной долговременного кризиса аргентинского промышленного животноводства и возникшей в результате безработицы в районе порта Буэнос-Айреса. Напротив, они боролись с действиями правительства, из-за которых и наступил этот кризис.
Исходя из того, что институт может существовать только в конкретной социальной среде, являясь на самом деле органом общества, социальные проблемы не могут не оказывать на него воздействия. Организация не может не обращать на них внимания, даже если коллектив, как было в случае с ферросплавной компанией, не имеет никакого отношения к упадку системы образования.
Процветающий бизнес, процветающий университет, процветающая больница не могут функционировать в нездоровом обществе. Менеджмент заинтересован в благополучном обществе, даже несмотря на то, что его деятельность ни в коем случае не является причиной его "заболевания".
Ответственность за воздействия
Как справиться с воздействиями
Когда требуется регулирование
Социальные проблемы как благоприятные бизнес-возможности
Границы социальной ответственности
Рамки полномочий
Этика ответственности
Не навреди
Вывод