Об этике бизнеса и этике бизнесмена сказано множество речей и написано огромное количество статей. И львиная доля из всего сказанного и написанного не имеет ничего общего с бизнесом и почти ничего — с этикой.
Главная тема проста — честность в повседневной деятельности. Нам часто приходится слышать официальные речи о том, что бизнесмены не должны вести нечестную игру, воровать, лгать, брать или давать взятки. Но всего этого не должен делать любой человек. Мужчины и женщины не становятся исключениями из общих правил надлежащего поведения только благодаря их работе или занимаемой должности. Но при избрании на пост вице-президента, представителя городской администрации или декана факультета университета человек остается человеком. Во все времена находятся люди, которые жульничают, воруют, лгут, берут и дают взятки. Речь в данном случае идет о проблеме моральных ценностей и нравственного воспитания, индивидуальных, генетических особенностей человека и школы. Также следует принять во внимание и тот факт, что не существует отдельной этики бизнеса, и это в действительности не нужно.
Все, что требуется, — это строгие наказания для тех, кто поддался соблазну, — неважно, идет ли речь о руководящих работниках коммерческих структур или о ком-то другом.
Другая не менее распространенная тема для обсуждения проблем этики в бизнесе не имеет ничего общего с этикой как таковой.
Такие вопросы, как трудоустройство "девушек по вызову" для развлечения клиентов, по сути, являются вопросами не этики, а эстетики. Вопрос в данном случае звучит так: "Хочу ли я утром, бреясь перед зеркалом, увидеть в нем сутенера?"
Конечно, было бы замечательно везде и всегда иметь по-настоящему разборчивых лидеров. Увы, разборчивость никогда не была отличительной чертой групп лидерства, независимо от того, были ли это короли или графы, священники или генералы, а может, даже интеллектуалы — художники, гуманисты эпохи Возрождения или традиционные китайские литераторы. Разборчивый человек может сделать только одно — отойти от деятельности, занятие которой попирает его чувство самоуважения и противоречит его вкусу
До недавнего времени, особенно в США, к этим двум старым темам добавляли еще одну: нам говорили, что менеджеры несут этическую ответственность и должны принимать активное и конструктивное участие в жизни своего общества, трудиться на его благо, уделять время происходящему в местном сообществе и т.д.
Подобные действия никогда не следует навязывать насильно, но, с другой стороны, за участие в добровольных акциях их также не следует хвалить, награждать или продвигать. И то и другое будет грубым и незаконным нарушением организационных полномочий.
Но участие менеджеров в жизни местного сообщества, несмотря на всю желательность, не имеет ничего общего с этикой и имеет мало что общего с ответственностью. Здесь речь идет о личном вкладе человека как добропорядочного соседа и гражданина в свое собственное положение.
Проблема этики возникает в связи с деятельностью менеджера вследствие того, что менеджеры институтов в совокупности образуют лидерские группы общества организаций, но каждый менеджер в отдельности является всего лишь одним из сотрудников организации.
Таким образом, говорить о менеджерах как о лидерах неуместно; они являются лишь членами лидерской группы. Однако эта группа действительно занимает заметное положение, характеризующееся определенной известностью и авторитетом. Поэтому она несет ответственность.
Но что же представляют собой обязанности, этика отдельно взятого менеджера как члена своей группы лидерства?
По существу, быть членом группы лидерства эквивалентно тому, что традиционно подразумевалось под термином "профессионал". Членство в такой группе обеспечивает значимость, положение, известность и полномочия. Но вместе с тем оно подразумевает и определенные обязательства. Нет смысла надеяться, что каждый менеджер непременно станет лидером. В развитом обществе существуют тысячи, если не миллионы менеджеров, но лидерство всегда является редким исключением и характерной особенностью очень ограниченного числа людей. Однако, будучи членом группы лидерства, любой менеджер обязан отвечать требованиям профессиональной этики — этики, основанной на ответственности.
Вывод
21. Новый плюрализм: как сбалансировать особую цель института с общим благом
Краткий экскурс в историю
Зачем нам нужен плюрализм
Лидерство за рамками организаций
Три аспекта такой интеграции
Два вида ответственности
Вывод
ЧАСТЬ VI. ТРУД И РАБОЧИЕ ЗАДАНИЯ МЕНЕДЖЕРА