Попытки превратить устранение побочного воздействия в благоприятную бизнес-возможность не следует прекращать никогда. Но очень часто это невозможно. Чаще всего устранение воздействия сопряжено с увеличением расходов организации. Вследствие этого оно превращается в недостаток, препятствующий конкурентоспособности, если, конечно, все остальные представители отрасли не начинают играть по тем же правилам. А это в большинстве случаев можно сделать только с помощью регулирования, т.е. определенной формы публичных действий.
Если воздействие невозможно устранить без увеличения расходов, менеджменту необходимо заранее продумывать и разрабатывать нормы и инструкции, которые смогут помочь в разрешении проблемы при минимальных затратах и с наибольшей пользой для общества и бизнеса. Следовательно, именно менеджеры несут ответственность за введение и использование регулятивных норм.
Менеджмент — и не только в сфере бизнеса — всегда старался уклониться от этой ответственности. Традиционный взгляд сводился к следующему: "Лучшее правило — это отсутствие всяких правил". Но это срабатывает лишь тогда, когда воздействие можно превратить в благоприятную бизнес-возможность. Там же, где устранение воздействия накладывает на организацию определенные ограничения, регулирование всегда в интересах бизнеса, особенно ответственного бизнеса. В противном случае получится так, что его наказывают за безответственность, пока жадные, беспринципные и более ловкие компании извлекают из этого выгоду.
И было бы непростительным безрассудством считать, что регулирования не будет.
Тот факт, что широкая общественность на сегодняшний день не видит проблемы, не соответствует действительности. Неправда даже то, что общественность сегодня, как это было во всех описанных выше примерах, противостоит любым попыткам дальновидных бизнес-лидеров предотвратить надвигающийся кризис. А в итоге возникает скандал.
Решение любой проблемы, связанной с нежелательным воздействием, требует определенных уступок и компромиссов. Выйдя за конкретные рамки, воздействие требует больше денежных затрат, энергии, ресурсов или средств, чем реальная польза от деятельности, в результате которой оно возникает. Тут важно принять решение, которое обеспечит оптимальное соотношение выгод и потерь. Как правило, сотрудники самой отрасли это понимают, а посторонние люди не способны это осознать, поэтому решение, предлагаемое ими, не учитывает сложностей, связанных с поиском компромиссов.
Ответственность за социальные воздействия в результате деятельности организации лежит на менеджменте, но не потому, что это социальная ответственность, а потому, что это предпринимательская ответственность. Идеальный вариант в данном случае — превратить устранение такого воздействия в благоприятную бизнес-возможность. Но если это невозможно, менеджмент должен разработать соответствующие регулятивные нормы, в которых должно найти отражение оптимальное соотношение выгод и потерь и мнение общественности.
Социальные проблемы как благоприятные бизнес-возможности
Социальные проблемы представляют собой нарушения деятельности общества и потенциально — "дегенеративные заболевания" политического образования. Это социальное зло. Но для менеджмента организаций и прежде всего для руководителей бизнес-сферы они являются вызовом, на который нужно обязательно ответить. Это основные источники благоприятных возможностей, ведь одной из функций бизнеса, и в меньшей степени других основных институтов, является удовлетворение потребностей общества и одновременно — потребностей своего института путем превращения решения социальной проблемы в бизнес-возможность.
Именно бизнес должен превратить изменение в инновацию, т.е. в новый бизнес. И лишь плохой бизнесмен полагает, что инновация имеет отношение исключительно к технологии. За всю историю существования бизнеса социальные сдвиги и инновации были не менее важны, чем технологические. Так или иначе, основные отрасли промышленности XIX века стали, прежде всего, результатом превращения новой социальной среды — индустриального города — в бизнес-возможность и бизнес-рынок. Это стало причиной освещения городов сначала газом, а позднее электричеством, появления трамваев и троллейбусов, телефона, газет и универсальных магазинов — и это далеко не полный список.
Таким образом, самые значимые возможности превращения социальных проблем в бизнес-возможности могут заключаться не в новых технологиях, товарах или услугах. Они могут заключаться в разрешении социальной проблемы, т.е. в социальной инновации, которая впоследствии прямо и косвенно приносит пользу и укрепляет компанию и отрасль в целом.
Успех некоторых наиболее преуспевающих бизнес-предприятий во многом является результатом именно социальных инноваций. Ниже приведен пример из американской истории.
Годы перед началом Первой мировой войны ознаменовались в Соединенных Штатах Америки постоянными рабочими волнениями, возрастающим разочарованием работников и высоким уровнем безработицы. Часто оплата труда квалифицированного рабочего составляла всего 15 центов в час. Именно на таком фоне, как было показано в главе 19, в конце 1913 года руководство Ford Motor Company объявило о своей готовности гарантировать каждому сотруднику жалованье в 5 долларов в день. Генеральный директор компании Джеймс Кузене, который заставил своего сопротивляющегося партнера Генри Форда согласиться на это, прекрасно осознавал, что в ближайшем будущем фонд заработной платы корпорации увеличится втрое. Однако он был также глубоко убежден в том, что тяготы и лишения рабочих стали настолько невыносимыми, что желаемые результаты могли дать только радикальные меры. Кроме того, Кузене предвидел, что реальные затраты на рабочую силу, несмотря на троекратное увеличение заработной платы, должны сократиться, и последующие события вскоре доказали его правоту. До того как Ford удалось с помощью одного заявления изменить всю экономику труда Соединенных Штатов Америки, текучесть кадров в Ford Motor Company была настолько высока, что в 1912 году, чтобы сохранить штат в десять тысяч рабочих, компании пришлось нанять шестьдесят тысяч человек. С введением новой политики заработной платы текучесть кадров почти полностью прекратилась. Окончательная сумма сэкономленных средств была настолько значительной, что, несмотря на резкое подорожание всех используемых в автомобилестроении материалов, в течение следующих нескольких лет корпорация Ford могла успешно производить и продавать свой "Ford Т" по более низкой цене и все равно зарабатывать на каждом проданном автомобиле большую прибыль. Именно экономия расходов на трудовые ресурсы, которая стала возможной благодаря повышению заработной платы, обеспечила компании господство на рынке. Но действия корпорации изменили также все американское индустриальное общество, поскольку они заложили основу для появления среднего рабочего класса.
Социальные проблемы, которые менеджерам удалось превратить в бизнес-возможности, скоро перестают быть проблемами, но другие, скорее всего, перерастают в "хронические жалобы" и даже в "дегенеративные болезни". Далеко не каждую социальную проблему можно разрешить путем превращения ее в бизнес-возможность. И действительно, самые серьезные из подобных проблем, к сожалению, в данный подход не вписываются.
В чем же заключается социальная ответственность менеджмента в отношении социальных проблем, которые со временем перерастают в "хронические" или "дегенеративные болезни"?
Социальные проблемы — это проблемы менеджмента. Обеспечение "здоровья" корпорации входит в обязанности ее руководителей. Стабильный бизнес и нездоровое общество несовместимы. Процветающие предприятия требуют не менее процветающего или, по крайней мере, хорошо функционирующего общества. "Здоровье" местного сообщества — это непременное условие успешного и развивающегося бизнеса.
И глупо было бы надеяться, что эти проблемы исчезнут, если взглянуть на них по-другому. Проблемы исчезают лишь благодаря тому, что кто-то пытается тем или иным образом их решить.
В какой мере бизнес-компания или любая другая организация нашего общества, преследующая конкретные цели, способна справиться с проблемой, которая возникала не в результате ее бизнес-деятельности и которую нельзя превратить в возможность продуктивной работы для достижения поставленной цели и реализации миссии? В какой степени следует позволить этим институтам — бизнес-компании, университету или больнице — брать на себя ответственность? (Подробнее эти вопросы рассматриваются в главе 21.)
Есть ли у социальной ответственности границы? И если да, то каковы они?
Рамки полномочий
Этика ответственности
Не навреди
Вывод
21. Новый плюрализм: как сбалансировать особую цель института с общим благом
Краткий экскурс в историю
Зачем нам нужен плюрализм
Лидерство за рамками организаций
Три аспекта такой интеграции