Менеджмент - Питер Друкер - В основе общества знаний

Основой общества знаний должно быть понятие образованного человека, которое необходимо сделать универсальным, поскольку общество знаний глобально в смысле денег, экономики, карьеры, технологии, основных вопросов и прежде всего информации. Для общества знаний требуется унифицирующая сила, лидерская группа, которая может сфокусировать локальные, отдельные традиции ради реализации общих ценностей, формирования общей концепции совершенства и достижения взаимного уважения.

Значит, обществу знаний требуется полная противоположность того, что предлагают деконструктивисты, радикальные феминистки или противники западного пути развития: универсально образованный человек.

Но вместе с тем обществу знаний нужен образованный человек, отличающийся от идеала, к которому стремятся гуманисты. Они правы в том, что подчеркивают недальновидность требования своих оппонентов отказаться от великой традиции и мудрости, красоты, знаний, т.е. от всего наследия человечества. Однако моста, связывающего нас с прошлым, недостаточно, но именно его предлагают гуманисты. Образованный человек должен уметь применят свои знания в настоящем, не говоря уже о создании будущего. В предложении гуманистов такие способности не просматриваются, а без этого великая традиция остается лишь пыльным антиквариатом.

Герман Гессе в своей книге Das Glasperlenspiel (Игра в бисер), вышедшей в 1943 году, описал тот мир, о котором мечтают гуманисты, а заодно и его нежизнеспособность. В книге рассказывается о братстве интеллектуалов, художников и гуманистов, которые живут в абсолютной изоляции, посвятив себя исключительно Великой традиции, ее мудрости и красоте. Но главный герой, самый талантливый Мастер братства, в конечном счете решает вернуться к грязной, грубой, неспокойной, полной раздоров и жадности реальности, потому что его ценности — всего лишь "золото дураков", если оторваны от настоящей жизни.

То, что Гессе предвидел еще в 1943 г., сегодня происходит на самом деле, "либеральное образование" и "allgemeine Bildung" в наши дни подвергаются критике, потому что превратились в игру в бисер, которой умнейшие люди пытаются заменить грубую и жадную действительность. Самые способные студенты высоко ценят гуманитарные науки, занимаются ими с тем же удовольствием, что и их деды-прадеды, выпускавшиеся из университетов до Первой мировой войны. Для того поколения гуманитарные науки и allgemaine Bildung имели значение на протяжении всей жизни и определяли их личность. То же можно сказать и о многих представителях моего поколения, получивших образование до Второй мировой войны, хотя мы сразу же забыли свою латынь и греческий. Однако во всем мире современные студенты уже через несколько лет после выпуска из университета жалуются, что "то, что я с таким интересом изучал, не имеет никакого значения, оно никак не связано с тем, что меня интересует или чем я хочу заниматься". Они по-прежнему хотят, чтобы их дети изучали гуманитарные науки, в Принстоне, Карлтоне Оксбридже, Токийском университете, лицее или гимназии, в первую очередь ради социального статуса и возможности получить хорошую работу. Но в своей собственной жизни эти люди отказываются от таких ценностей, порывают с понятием образованного человека, созданным гуманистами. Другими словами, их гуманитарное образование не позволяет им в полной мере осознать реальность, не говоря уже о том, чтобы овладеть ею.

Обе стороны в существующем споре практически во всем заблуждаются. Обществу знаний образованный человек нужен еще больше, чем прежде, а доступ к великому наследию прошлого должен быть одним из важных составных элементов. Но такое наследие будет охватывать намного больше, чем принято в нашей цивилизации, которая придерживается преимущественно западной, иудее-христианекой традиции, ради чего и борются гуманисты. Образованный человек, необходимый нашему обществу, должен ценить и другие культуры и традиции: великое наследие китайской, японской, корейской живописи и керамики, философию и религию Востока, ислам как религию и культуру. Образованный человек не должен быть "книжным червем", которые получаются в результате гуманитарного образования. Ему необходимо обладать как способностью к анализу, так и тренированной проницательностью.

Западная традиция должна по-прежнему оставаться в центре, чтобы образованный человек смог осознать настоящее, а тем более будущее. Будущее может быть "постзападиым" или "антизападным", но никак не "незападным". Материальная цивилизация и знания полностью основываются на западной традиции: западной науке, инструментах и технологии, производстве, экономике, принятых на Западе принципах финансовых и банковских операций. Все это возможно работать только при условии понимания и принятия западных идей и западной традиции в целом.

Сегодня самым ярко выраженным "антизападным" течением является не только фундаменталистский ислам. Сюда же можно отнести и другие разновидности сопротивления, например "Блестящий путь" в Перу: отчаянную попытку потомков инков побороть последствия испанского завоевания, вернуться к древним индейским языкам кечуа и аймара, выгнать ненавистных европейцев и их культуру назад за океан. Но это антизападное восстание финансируется за счет выращивания коки для наркоманов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, а его излюбленным оружием является не индейская рогатка, а автомобильная взрывчатка.

Образованный человек завтрашнего дня должен быть готов к жизни в глобальном мире. Это будет мир с ярко выраженным западным влиянием, но также и стремлением сохранить свою уникальность. Он должен стать гражданином мира — по своему видению, кругозору и информации. Но при этом он должен подпитываться и своими местными корнями, а затем, в свою очередь, обогащать местную культуру.

Общество знаний и общество организаций
Technes и образованный человек
Сделать знания путем к знаниям
Вывод






© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru