Посткапиталистическое общество является одновременно обществом знаний и обществом организаций, причем обе эти составляющие взаимозависимы, хотя и кардинально отличаются друг от друга по своим концепциям, взглядам и ценностям. Большинство образованных людей (если не все) будут пользоваться своими знаниями в качестве членов организации. Значит, образованный человек должен быть готов жить и работать одновременно в двух культурах — в культуре интеллектуала, который концентрируется на словах и идеях, и в культуре менеджера, занимающегося в первую очередь работой и людьми.
Интеллектуалы воспринимают организацию как инструмент, который позволяет им применять свои специализированные знания. Менеджеры считают знания средством достижениям эффективной работы организации. Правы и те и другие. Эти точки зрения хотя и противоположны, но выступают скорее как два полюса, нежели противоречия. Они, несомненно, нуждаются друг в друге: ученому-исследователю никак не обойтись без менеджера-исследователя, точно так же как менеджеру-исследователю крайне нужен ученый-исследователь. Если один элемент перевешивает другой, это приводит лишь к неэффективности и полному отчаянию. Мир интеллектуала, не имеющий в качестве противовеса менеджера, превращается в среду, где все делают, что хотят, но никто ничего не добивается. Мир менеджера, не уравновешенный интеллектуалом, становится бесполезной бюрократией, состоящей из людей организации. Но если оба мира дополняют друг друга, это приводит к расцвету креативности и порядка, к достижениям и выполнению поставленных задач.
Огромное число людей в обществе знаний на самом деле будут жить в этих двух культурах одновременно. А еще большим доведется приобретать опыт работы в обеих культурах, рано меняя свою карьеру, например, вместо специализированной работы заниматься руководством, когда молодой компьютерщик становится менеджером проекта и лидером команды или молодой преподаватель университета по совместительству в течение двух лет занимается административной работой. Здесь снова работа в качестве "бесплатной рабочей силы" в одной из организаций социального сектора позволит человеку по-новому взглянуть на жизнь, найти баланс, научиться уважать оба мира - и мира интеллектуала, и мира менеджера.
Все образованные люди в посткапиталистическом обществе должны быть готовы понимать обе культуры.
Technes и образованный человек
Для образованного человека XIX века понятие technes включало в себя не знания. Они уже преподавались в университете и превратились в дисциплины. Тех, кто ими занимался, называли скорее практиками, нежели ремесленниками или мастеровыми. Но technes не входили в состав гуманитарных наук или allgemeine Bildung, следовательно, не являлись составляющей знаний.
Университетские степени в области technes появились давно: в Европе степени в юриспруденции или медицине начали присваиваться еще в XIII веке. На европейском континенте и в Америке — хотя того же нельзя сказать об Англии — новая инженерная степень (которую впервые присвоили во Франции при Наполеоне за несколько лет до начала XIX века) вскоре получила социальное признание. Большинство тех, кто считался образованным человеком — юристы, врачи, инженеры, геологи или все чаще бизнесмены (только в Англии было принято почитать "джентльмена" без профессии), зарабатывали на жизнь, применяя technes. Но их занятие или профессия считались лишь средством заработка, а не настоящей жизнью.
За пределами своих кабинетов люди, практикующие technes, ие говорили о своей работе или о дисциплине. Это считалось профессиональным жаргоном, а немцы высмеивали такое явление, как Fachsimpelei. Еще больше насмешек оно вызывало во Франции, где любой человек, заговоривший о своей работе, приобретал репутацию скучного хама, которого вскоре никто из представителей высшего света не рисковал приглашать на свои вечера.
Но теперь, когда technes или технологии стали отраслями знаний, они считаются одной из составных частей понятия образованного человека. Тот факт, что гуманитарная программа, которая так нравилась студентам во время учебы в вузе, отказывается признавать новую реальность и объясняет, почему современные студенты уже через несколько лет после выпуска отрекаются от нее. Они чувствуют, что их подвели, а то и предали, и для этого у них есть все основания. Гуманитарные науки и allgemeine Bildung, которые не интегрируют эти новые отрасли знаний во "вселенную знаний", не являются ни наукой, ни образованием. Они оказываются бессильными при первом же задании — создать взаимопонимание, то самое "универсальное общение", без которого невозможна цивилизация. Вместо того чтобы объединять, подобные дисциплины лишь разделяют. Нам не нужны эрудиты, обладающие обширными познаниями, более того, мы должны, наверное, еще больше специализироваться. Но вот что нам действительно необходимо — и что будет определять образованного человека в обществе знаний — это способность понимать различные области знаний. О чем идет речь в конкретном случае? К чему стремится эта область? Каковы ее основные вопросы и теории? Какие основные открытия удалось сделать? Каковы важные проблемы и задачи данного направления?
Вывод