По этому признаку различают следующие виды фирм: национальные, иностранные, смешанные, совместные.
Национальные — фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основного общества. Например, крупнейшая в мире компания по производству электронно-вычислительных машин — "ИБМ" при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США, и лишь 4 % ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей. Национальными являются и крупнейшие американские автомобильные компании: "Дженерел моторе", "Форд мотор" и др. Из европейских национальными компаниями являются: "Фольксваген" (Германия); "Рено" и "Пежо" (Франция); "ФИАТ" (Италия); "Вольво" (Швеция) и др. На долю национальных фирм приходится примерно 60% производства автомобилей в Германии, свыше 40% в Англии, более половины во Франции.
Значительно меньше национальных компаний в нефтяной промышленности западноевропейских стран, а в горнодобывающей и металлургической — подавляющее большинство фирм — национальные. В машиностроении же и химической промышленности позиции национальных фирм значительно слабее.
Иностранные — фирмы, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в определенной части, обеспечивающей им контроль. Иностранные фирмы создаются в форме филиалов, дочерних и головных фирм и регистрируются в стране местонахождения.
Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.
Законодательство различных стран о положении иностранных компаний существенным образом отличается и в значительной степени зависит от политики, проводимой данной страной в отношении привлечения иностранного капитала. Обычно все зарегистрированные в стране иностранные компании пользуются равными правами с национальными компаниями. Вместе с тем, в ряде стран, установлены специальные ограничения в отношении привлечения иностранного персонала. Некоторые страны предоставляют иностранным инвесторам более льготный налоговый режим, чем местным предпринимателям.
Иностранные фирмы образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющиеся аппарат, связи, клиентуру и знание рынка местными фирмами.
Действуя на территории страны местонахождения, иностранные компании как бы "врастают" в местную экономику. Они по необходимости вступают в отношения и связи с кредитно-банковской системой соответствующей страны, с национальными фирмами-поставщиками энергоресурсов, местного сырья. Сбыт изделий иностранной фирмы входит в экспорт данной страны, расчеты производятся в местной валюте; тип и спецификация выпускаемого оборудования, машин, бытовых приборов и других изделий приспосабливаются к запросам местного рынка.
В соответствии с украинским законодательством (Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования".), предоставляется возможность создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий полностью. Специфика регулирования иностранной деятельности в специальных (свободных) экономических зонах устанавливается законодательством Украины.
Смешанной называется фирма" объединяющая капиталы партнеров из двух стран и более. Регистрация смешанной фирмы осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение ее штаб-квартиры. Смешанные фирмы — одна из разновидностей международного переплетения капиталов.
Формы смешанных по капиталу компаний весьма многообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны. Фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными, они создаются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран, выпуска акций вновь созданной компании, обмена акциями между фирмами и др.
Совместные предприятия (СП) создаются для организации производственной, научно-технической и иной хозяйственной деятельности с участием одного или нескольких отечественных предприятий и одной или нескольких иностранных фирм и других организаций, являющихся юридическими лицами.
Образование совместных компаний широко распространено как в развитых, так и в развивающихся странах. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстрорастущих отраслях, требующих больших единовременных вложений. Совместные фирмы создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, транспортных сооружений, электростанций, железных дороги др.
Проблема согласования интересов участников совместной предпринимательской деятельности имеет большое значение как проблема создания системы жизнеобеспечения деятельности СП на территории Украины.
Разработка механизма согласования должна включать ряд последовательных ступеней исследования.
Во-первых, необходимо сконструировать систему интересов участников СП. Для этого надо четко обозначить цели (как общие, так и специфические для конкретного СП).
Во-вторых, необходимо выявить сферы, в которых может происходить столкновение интересов, и исследовать конкретные конфликтные ситуации. Как показывает практика создания СП в разных странах, необходимость выявления потенциальных областей конфликта возникает еще на стадии предварительных переговоров. Ущемление интересов потенциальных участников СП в одной из сфер — производственной, коммерческой или управленческой — может стать решающим фактором в отказе одной из сторон от совместной предпринимательской деятельности. Кроме того, не исключено, что конфликтные ситуации будут возникать и далее в ходе производственной деятельности уже созданного СП.
В-третьих, представляется важным и определение степени ущемления интересов. Для этого необходимо выстроить субординационную систему целей для каждого из участников СП с обязательным выделением приоритетных. Поскольку создание СП неизбежно требует от сторон определенных уступок и компромиссов, то определение приоритетов позволит узнать, какие уступки считать возможными, (экономически и социально оправданными), а какие нет.
Наконец, на завершающем этапе на основе обстоятельного изучения конфликтности интересов (сферы их возникновения, содержания, степени ущемленности), следует выбрать такие инструменты экономического, организационного и правового характера, которые бы в наибольшей степени смягчали или снимали противоречия. Наибольшая сложность в разработке этого инструментария связана с тем, что он призван обеспечивать совместимость интересов в различных и разноуровневых подсистемах: государство — СП; между предприятиями-учредителями; СП — государственное предприятие, коллектив СП — отдельный работник.
В международной практике встречаются два варианта функционирования СП: первый вариант — СП интегрируется в народнохозяйственный комплекс принимающей страны; второй — СП функционирует в рамках хозяйственного анклава, созданного на территории страны.
Учитывая это обстоятельство, условно-теоретически можно выделить и две модели согласования экономических интересов участников совместной предпринимательской деятельности.
Первая модель связана с подключением СП к общему для всех предприятий страны хозяйственному механизму. При этом инструменты хозяйственного механизма: цены, налоги, валютный курс, правовые нормы и организационные формы — должны разумно корректироваться, чтобы создать благоприятные условия функционирования СП. Вторая — с созданием особого хозяйственного механизма для совместной предпринимательской деятельности. Речь идет о создании так называемых "специальных экономических зон", в которых совместным производствам предоставляются исключительные льготы: беспошлинный ввоз товаров, свободное установление цены на продукцию и оплату рабочей силы, возможность использования локальной валюты, большие льготы в налогообложении, предоставление на льготных условиях водных и земельных ресурсов и т.д. В Украине в настоящее время уже принят закон, регулирующий создание и деятельность свободных экономических зон.
По образцу первой модели функционировали все совместные предприятия на территории бывшего СССР.
Совместные предприятия как форма экономических межгосударственных отношений закономерно развиваются в ходе эволюции мирохозяйственных связей, что объясняется их преимуществами по сравнению с другими формами промышленного сотрудничества. Основные из этих преимуществ: долговременность соглашений о СП; возможность комплексного взаимодействия в допроизводственной, производственной и сбытовой сферах; объединение наиболее сильных элементов производительных сил, принадлежащих партнерам, для достижения наилучшего конечного результата; обеспечение контроля со стороны партнеров как за производством, так и за реализацией продукции.
В украинском законодательстве понятие "совместное предприятие" впервые упоминается в законах "О предприятиях в Украине" и "О внешнеэкономической деятельности".
В Законе "О предприятиях в Украине" совместное предприятие определяется как предприятие, основанное на базе объединения имущества разных владельцев (смешанная форма собственности).
В связи с выходом в свет блока законов об иностранных инвестициях, в частности Закона " О режиме иностранного инвестирования", вводится понятие "предприятие с иностранными инвестициями ", под которым понимается предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10%. Предприятие приобретает статус "предприятия с иностранными инвестициями" со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Иностранные инвестиции — это ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.
Существуют различные виды иностранных инвестиций и формы их осуществления.
1.3. Методика и источники изучения организаций
Источники изучения организаций
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Принципы управления промышленным предприятием
2.2. Основные функции управления
3. АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
3.1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
Механистический тип организации
Органический тип организации