Мир - это зеркало, из которого смотрит на тебя собственное изображение.
У. Теккерей
Международный маркетинг - это система планирования и осуществления маркетинговой деятельности предприятия на международном рынке с целью создания наиболее благоприятных условий для бизнеса.
Международный маркетинг базируется на маркетинговой теории, теории внешнеэкономической деятельности, международном праве, теории международных финансово-экономических отношений и т. п.
Цель выхода на мировой рынок: усилить конкурентные позиции компании за счет расширения сбытовой базы получения доступа к более выгодным ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, информационно-технологическим и т. п.), продления жизненного цикла товаров, снижения коммерческого риска, использования преимуществ системы распределения труда и специализации.
Формы осуществления бизнеса на международном рынке:
- транснациональные компании (ТНК)/транснациональные банки (ТНБ);
- мультинациональные компании (МНК);
- совместные предприятия.
На международном рынке, как правило, представлены ТНК и МНК (рис. 5.27).
Рис. 5.27. Выход на международный рынок транснациональной и мультинациональной компаний
Типы бизнеса в зависимости от преимуществ глобализации
В зависимости от преимуществ глобализации/локализации выделяются четыре основных типа бизнеса, представленных на рис. 5.28 и 5.29.
Некоторые особенности современного мирового рынка
1. Предложение по большинству товарных позиций превышает спрос.
Например, на автомобильном рынке в среднем предложение превышает спрос в 1,5 раза.
2. Интернационализация хозяйственной деятельности.
Мировой рынок - устойчивая система товарно-денежных отноше-
Рис. 5.28. Типы бизнесов в зависимости от преимуществ глобализации/локализации
ний между хозяйственными субъектами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
3. Особенность современной специализации: углубление ее привело к поузловой, а порой и подетальной специализации.
4. Глобализация.
Охватывает все стороны жизни социума: экономические, социокультурные, научно-технические, коммуникационные и т. п. Следствие - компании необходимо изначально строить свой бизнес, ориентируясь па международный рынок. Начало XX века - формирование национальных монополий, начало XXI - формирование глобальных монополий. Формирование тандемов: международная производственная компания - международное рекламное агентство - международное консалтинговое агентство - международная логистическая компания и т. д.
Рис. 5.29. Различные отрасли в зависимости от преимуществ глобализации/локализации
5. Расширение глобальных коммуникаций.
Широкое распространение Интернета и других телекоммуникационных технологий привело к облегчению поиска клиентов и поставщиков, формированию "глобального" экономического пространства.
6. Антиглобализационные процессы.
Для противостояния глобализациоппым процессам, повышения конкурентоспособности на локальных рынках стали появляться новые рыночные конкурентные образования: локальные кластеры и сети.
7. Формирование региональных экономических группировок.
"Де-юре" па современном рынке между собой конкурируют отдельные фирмы и их бренды, а "де-факто" конкурируют региональные экономические группировки с их институциональной инфраструктурой: NAFTA, EU, ASEAN и т. д.
8. Экспорт всегда первичен.
Развитие экспорта страны: экспорт сырья -"экспорт готовой продукции -"экспорт капиталов -> экспорт услуг и технологий -> экспорт прав.
9. Особенности современной мировой торговли:
- увеличение количества стран, вступивших в ВТО/ГАТТ, ограничение возможностей использования тарифных барьеров (налоги, таможенные сборы и пошлины);
- широкое использование нетарифных барьеров (табл. 5.8).
Таблица 5.8. Типы нетарифных барьеров, влияющих на эффективность маркетинговой деятельности предприятия
Нетарифные барьеры | Типы | ||
Специальные ограничения на продажу | o Квоты | ||
o Требования лицензирования импорта | |||
o Ограничение отношения количества иностранных товаров к количеству национальных товаров (требования локального удовлетворения) | |||
o Ограничения на минимальную цену импорта | |||
o Эмбарго | |||
Таможенные и административные процедуры ввоза | o Системы оценок | ||
o Антидемпинговая практика | |||
o Тарифные классификации | |||
o Требования к документации | |||
o Взносы | |||
Стандарты | o На соответствие | ||
o Межправительственные соглашения на методы и стандарты оценок | |||
o Стандарты на упаковку, маркировку и метки | |||
Участие государства в торговле | o Государственная политика закупок | ||
o Экспортные субсидии | |||
o Компенсационные обязательства | |||
o Национальные программы помощи | |||
Обязательства, налагаемые на импорт | o Требования предварительного внесения взноса за импорт | ||
o Административные сборы | |||
o Специальные дополнительные пошлины | |||
o Дискриминация кредитов на импорт | |||
Другие | o Добровольное ограничение экспорта | ||
o Обязательные рыночные соглашения | |||
- "ценовые ножницы" на сырье и готовую продукцию; сокращение значимости торговли сырьем, завладение сырьевыми ресурсами через покупку контрольных пакетов акций сырьевых компаний;
- значительный перенос производства в страны Юго-Восточной Азии (Chindia);
- рост числа "скопированных" товаров, генериков;
- широкое использование аутсортинга (рис. 5.30);
- активизация торговли услугами;
- рост обмена информацией, научно-техническими достижениями, технологиями;
- рост торговли правами, элементами промышленной собственности: лицензии, патенты, разрешения, права использования торговой марки (франчайзинг) и т. д.
- широкое распространение различного типа свободных экономических зон;
- распространение безвалютного обмена: компенсационные соглашения, клиринг; параллельный бартер.
10. Особенности современных валютно-финансовых отношений:
- золотой стандарт (XIX--XX вв.);
- золотодолларовый стандарт: Бреттон-Вудская конференция, 1945 г., Всемирный банк (все валюты обеспечиваются долларом, а доллар золотом);
- демонетизация золота (1973-1975 гг.), 1976 г., Кингстон (Ямайка), Франция выставляет требование к США обеспечить "евродоллары" золотом. Отказ от золотого подкрепления и переход к товарному подкреплению, основа - покупательная способность валюты.
Рис. 5.30. Матрица аутсорсинга
Поело кризиса 2008 г. наблюдается тенденция к постепенному уменьшению роли доллара США в международных расчетах, введению региональных расчетных валют.
Широкое распространение получили клиринговые валюты (используются для расчетов в банках).
Международные коммерческие условия
Методические материалы
Аннотация дисциплины
Учебная программа дисциплины
Раздел 1. Современная концепция маркетинга. Разработка рыночной стратегии компании
Раздел 2. Разработка продуктовой стратегии компании и управление маркетингом на внутреннем и внешних рынках
Раздел 3. Управление маркетингом на внутреннем и зарубежных рынках
Формы самостоятельной работы
Указания к подготовке задач по кейс-методике