Аннотация дисциплины
Основное назначение дисциплины - предоставить студентам знания о сути, основных принципах и функциях маркетинга, формах и методах отечественного и мирового исследования маркетинговой деятельности.
В курсе рассматриваются причины возникновения маркетинга как теории и практики деятельности предприятия, современная концепция маркетинга, основные этапы маркетинговой деятельности и т. п. Изучение курса позволяет овладеть основами стратегии и тактики принятия маркетинговых решений, дает студенту возможность сформировать комплексный подход к решению маркетинговых задач, которые стоят перед предприятием любой формы собственности.
Целью дисциплины является формирование: 1) системы знаний относительно предмета и сути маркетинговой деятельности, ее методологических основ, места в деятельности предприятий; 2) базовых навыков маркетинговой деятельности на предприятиях разных форм собственности.
Задачи дисциплины заключаются в предоставлении студентам знаний относительно места маркетинга в структуре управления и функционирования предприятия, принципов и функций маркетинга, маркетинговой среды организации, основных этапов
маркетинговой деятельности, процесса управления маркетингом, специфики промышленного и потребительского рынков, а также обучение навыкам анализа рынка и разработки маркетинговых стратегий предприятий.
Предметом изучения в пределах дисциплины являются теоретико-методологические основы маркетинговой деятельности предприятий на промышленном и потребительском рынках.
Но время изучения дисциплины значительное внимание уделяется специальным методам обучения, в частности: решению хозяйственных ситуаций (кейс-задач) на практических занятиях, решению текущих маркетинговых проблем действующих предприятий (во время написания курсовой работы), деловым стратегическим играм (практическим занятиям).
По окончанию изучения дисциплины студент должен
знать:
- суть и основные этапы маркетинговой деятельности;
- методологические основы маркетинга;
- законы функционирования рынка и их связь с маркетинговой деятельностью коммерческого предприятия;
- методику анализа маркетинговой среды предприятия;
- особенности потребительского и промышленного рынков;
- модели поведения потребителей;
- процедуру проведения маркетингового исследования рынка;
- основные принципы, модели и методы сегментации потребительского и промышленного рынков;
- методику анализа рыночной конкуренции;
- теоретико-методические основы разработки системы продуктово-рыночных стратегий предприятия;,.
- основы международного маркетинга;
- организацию управления маркетингом на предприятии. уметь:
- идентифицировать маркетинговую, управленческую проблему предприятия;
- анализировать маркетинговую среду предприятия и определять маркетинговые проблемы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия;
- анализировать и определять альтернативы;.
- разработать систему продуктово-рыночных стратегий предприятия;
- разработать рекомендации по организации службы маркетинга на предприятии.
Учебная программа дисциплины
Раздел 1. Современная концепция маркетинга. Разработка рыночной стратегии компании
Тема 1.1. Современная концепция и методологические основы маркетинга
Возникновение маркетинга в процессе развития рыночных отношений. Рынок, определение и классификации рынка, рыночная инфраструктура, деятельность предприятия в условиях рынка. Определение маркетинга. Концепции управления предприятием. Методологические основы маркетинга. Понятие недостатка, нужды, спроса. Основные этапы маркетинговой деятельности.
Тема 1.2. Анализ маркетинговых проблем и возможностей организации
Маркетинговые проблемы и возможности фирмы. Факторы микро- и макромаркетинговой среды. Факторы внутренней среды предприятия. Методика оценки факторов маркетинговой среды. Понятие маркетинговых рисков в деятельности организации.
Тема 1.3. Типы рынков и модели поведения потребителей
Рынок конечных потребителей. Промышленный рынок. Особенности спроса па промышленном рынке. Сравнительная характеристика промышленного и потребительского рынков. Развернутая модель конечного потребителя. Характеристики потребителя. Теории потребительских мотиваций. Процесс принятия решения. Роли лиц, которые принимают участие в решении о покупке. Этапы восприятия товара-новинки. Категории покупателей в зависимости от времени восприятия товара-новинки.
Тема 1.4. Система маркетинговой информации и маркетинговых исследований
Суть и основные этапы маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в принятии управленческих решений. Типы маркетинговых исследований. Источники маркетинговой информации. Характеристика методов сбора первичной маркетинговой информации. Основные преимущества и недостатки методов сбора информации. Типы ошибок при опрашивании. Анкета, се структура. Типы вопросов. Сбор и обработка информации.
Тема 1.5. Отбор целевых рынков
Суть и определение рыночного сегмента. Сегментация рынка, ео значение для организации. Преимущества и недостатки сегментации. Основные этапы сегментации рынка. Основные критерии сегментации потребительского и промышленного рынков. Оценка привлекательности рыночных сегментов. Анализ конкуренции. Стратегии охвата рынка, которые могут применять организации, их преимущества и недостатки. Конкурентные стратегии организации. Позиционирование товаров па рынке, его значение для организации. Основные этапы позиционирования. Критерии эффективного позиционирования.
Раздел 2. Разработка продуктовой стратегии компании и управление маркетингом на внутреннем и внешних рынках
Тема 2.1. Разработка комплекса маркетинга. Товар с точки зрения маркетинга
Состав комплекса маркетинга. Эволюция понятия товара в экономике. Определение товара в маркетинге. Три уровня товара. Классификация потребительских и промышленных товаров. Типичная схема описания товара. Ассортименты и номенклатура товаров. Марки и марочная политика фирмы. Виды спроса па товары. Понятие о жизненном цикле товара. Виды жизненных циклов товаров. Характеристика этапов и их влияние на маркетинговую активность предприятия. Проблема вывода па рынок новых товаров. Виды товаров с точки зрения новизны. Основные этапы разработки товара-новинки и факторы, которые влияют па этот процесс. Диверификационные стратегии организации. Методы анализа диверсификационной стратегии организации.
Тема 2.2. Ценообразование
Цена как элемент маркетинговой политики организации. Определение целей ценообразования и основные этапы процесса разработки ценовой политики организации. Факторы, которые влияют на установление цены. Ценовая эластичность. Тип рыночной конкуренции и ценообразования. Цена и этапы жизненного цикла товара. Составляющие цены товара. Методы ценообразования. Виды цеп. Установление цены в зависимости от степени новизны товара. Цена как фактор стимулирования сбыта. Эффект Парето. Методы "страхования цены".
Тема 2.3. Стратегия сбыта и продвижения
Распространение товаров на рынке. Каналы распределения, их функции. Уровни каналов распределения. Факторы, которые влияют на выбор посредника. Посредники на промышленном рынке. Франшиза, ее виды. Маркетинговые системы. Виды торговых посредников. Товародвижение. Продвижение, типы стратегий продвижения товаров на рынке. Комплекс маркетинговых коммуникаций товара, его составляющие. Реклама, определение, суть, история развития, виды. Основные этапы рекламной деятельности. Рекламный бюджет. Теория мотиваций и реклама. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Факторы, которые обуславливают структуру КМК. Основные средства рекламы.
Раздел 3. Управление маркетингом на внутреннем и зарубежных рынках
Тема 3.1. Маркетинговый менеджмент
Понятие управления маркетингом. Основные этапы разработки маркетинговой стратегии предприятия. Маркетинговый план. Типы маркетингового контроля. Организационная структура отдела маркетинга. Управляющий маркетингом: статус, права, обязанности, компетенция, ответственность, власть.
Тема 3.2. Международный маркетинг
Определение и суть международного маркетинга. Цель и методы выхода на зарубежные рынки. Приоритеты и поведение организации в международной рыночной среде.
Раздел 2. Разработка продуктовой стратегии компании и управление маркетингом на внутреннем и внешних рынках
Раздел 3. Управление маркетингом на внутреннем и зарубежных рынках
Формы самостоятельной работы
Указания к подготовке задач по кейс-методике
Вступление к кейс-методике
Общие указания к анализу кейсов
Наиболее распространенные ошибки и полезные советы
Ориентировочный порядок защиты и обсуждение кейса
Приложения