Но что же собой представляет менеджмент? Может, это набор уловок и хитростей? Или ряд аналитических инструментов, подобных тем, которым обучают в школах бизнеса? Они, несомненно, тоже важны, как градусник и анатомия важны для врача. Но эволюция и история менеджмента — его успехи наряду с проблемами — убеждают нас в том, что менеджмент, прежде всего, — это всего несколько важнейших принципов.
1. Менеджмент связан с людьми. Его задача — сделать так, чтобы люди смогли работать вместе, подчеркнуть их сильные стороны и сделать несущественными слабые. Именно для этого существует организация, и именно поэтому менеджмент является важнейшим, определяющим фактором. В наше время практически все мы, особенно образованные люди, работаем в учреждениях с менеджментом, больших и малых, коммерческих и некоммерческих. Наша жизнь зависит от менеджмента. И наша способность приносить пользу обществу в равной степени зависит как от менеджмента организации, в которой мы работаем, так и от наших собственных умений, преданности делу и усилий.
2. Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в одном предприятии, он в значительной степени проявляется в культуре. Менеджеры в Западной Германии, Великобритании, США, Японии или в Бразилии, по сути, делают одно и то же. Но вот в том, как именно они это делают, заметны существенные отличия. Значит, одна из самых серьезных задач менеджера в развивающейся стране - обнаружить и идентифицировать те элементы своей традиции, истории и культуры, которые можно использовать как составные части менеджмента. Разница между успехами в японской экономике и сравнительной отсталости Индии во многом объясняется тем фактом, что японские менеджеры смогли внедрить иностранные концепции менеджмента в своей культурной среде и заставить их дать всходы.
3. Любому предприятию требуется преданность общим целям и ценностям. Без такой преданности предприятие не сможет существовать. Это будет просто толпа. Предприятию нужны простые, ясные и объединяющие всех работников цели. Миссия организации должна быть достаточно понятной и достаточно большой, чтобы послужить источником общей идеи. Задачи, воплощающие ее, должны быть четкими, понятными и постоянно подтверждающимися. Первоочередная задача менеджмента — продумать, сформулировать и снабдить примерами все эти цели, ценности и задачи.
4. Кроме того, менеджмент должен помочь предприятию и каждому его члену расти и развиваться по мере изменений в потребностях и возможностях. Любое предприятие — это образовательное учреждение. Тренинг и развитие должны проводиться в нем на всех уровнях, они никогда не прекращаются.
5. Любое предприятие состоит из людей с разными навыками и знаниями, выполняющими множество самых разных работ. Оно должно строиться на коммуникации и индивидуальной ответственности. Все члены предприятия должны обдумать, к каким целям стремятся, и проследить за тем, чтобы все помощники знали и понимали эти цели. Все должны понимать, чем обязаны окружающим, и сделать так, чтобы окружающие это тоже осознавали. Все должны обдумать, что им нужно от окружающих, и сделать так, чтобы окружающие знали, что от них ожидается.
6. Ни количество готовой продукции, ни итоговые показатели как таковые не являются адекватным критерием результативности работы менеджмента и всего предприятия. Положение на рынке, инновации, производительность, развитие работников, качество, финансовые результаты — все это жизненно важно для качества работы организации и ее выживания. Некоммерческим учреждениям также нужны критерии оценивания в ряде областей, характерных для их миссии. Точно так же как человеку требуются различные системы оценивания своего здоровья и эффективности труда, организации необходимы разнообразные критерии для оценки тех же показателей. Результативность работы должна быть неотъемлемой частью предприятия и его менеджмента. Ее нужно оценивать и непрерывно повышать.
7. Наконец, самое важное, что нужно помнить о любом предприятии, — это то, что результаты существуют только вне его. Результат бизнеса — довольный клиент. Результат больницы — вылечившийся пациент. Результат школы — ученик, выучивший что-то и способный применить это на практике десять лет спустя. Внутри предприятия существуют только затраты.
Менеджеры, понимающие эти принципы и применяющие их в своей работе, наверняка будут успешными и преуспевающими.
Менеджмент как либеральное искусство
Тридцать лет назад английский ученый и писатель К. П. Шоу говорил о "двух культурах" современного общества. Но менеджмент не подходит ни под его описание "лирика", ни под определение "физика". Он имеет дело с действиями и применениями, а проверкой менеджмента служат его результаты. В связи с этим его можно считать частью технологии. Но вместе с тем менеджмент связан с людьми, их ценностями, ростом и развитием — и это делает его гуманитарной отраслью. К тому же приводит и его нацеленность, и влияние на социальную структуру и общество. Помимо всего этого, и здесь каждый, кто, подобно автору этой книги, много лет работал с менеджерами разных организаций, согласится, что менеджмент тесно связан с духовными проблемами — с природой человека, с понятиями добра и зла.
Таким образом, менеджмент является тем, что принято называть либеральным искусством: либеральным — потому, что он имеет дело с основами знаний, осознания себя, мудростью и лидерством, а искусством — потому, что применяется на практике. Менеджеры используют все знания и догадки гуманитариев и социальных наук — психологии и философии, экономики, истории и этики, а также всех естественных наук. Но при этом им необходимо нацеливать эти знания на достижение эффективности и результата, т.е. на лечение пациента, обучение студента, постройку моста, разработку и продажу простой в использовании компьютерной программы.
Поэтому менеджмент все больше будет развиваться и как научная отрасль, и как практический метод, в рамках которых "лирики" снова получат признание, будут оказывать воздействие и играть важную роль.
Вывод
Менеджеры выступают агентами трансформаций и в развитых странах превращают рабочую силу из группы работников физического труда в образованных и высококвалифицированных специалистов. Это достигается благодаря применению знаний в работе. Менеджмент объединяет познания людей в разных областях в рамках одной организации, а значит, является новым социальным фактором. Следовательно, научная дисциплина и практический метод менеджмента важны для эффективной работы всех общественных институтов. При выполнении этой функции менеджмент полагается на знания как из гуманитарных, так и из естественных наук, а также на технологию. Значит, менеджмент является либеральным искусством в прямом смысле этого слова, а заодно и научной дисциплиной, в которой используются все другие виды либерального искусства.
Вывод
3. Критерии менеджмента
Миссия
Продуктивность труда и ориентация работника на достижения
Социальная ответственность
Какая задача важнее?
Временной фактор
Администрирование и предпринимательство
Вывод