Вторая задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать труд продуктивным, а работника — ориентированным на достижения. У коммерческого предприятия, да и у любого института, существует единственный реальный ресурс — человек. Все они работают эффективно благодаря продуктивности человеческих ресурсов. Все они достигают нужного уровня эффективности через труд. Таким образом, сделать труд продуктивным -это основная функция менеджмента. Но в то же время институты современного общества все больше становятся инструментами, с помощью которых человек получает средства к существованию, доступ к определенному социальному статусу, к местному сообществу, к личным достижениям и удовлетворению своих потребностей. Способность нацелить работников на высокие достижения становится все более важным критерием эффективности деятельности любого института и, следовательно, все более важной задачей менеджмента.
Организовать работу с учетом его собственных логических принципов — это лишь первый этап. Второй, намного более сложный этап состоит в том, чтобы приспособить труд к человеку. Логика человека радикально отличается от логики труда. Чтобы сориентировать работника на достижения, необходимо рассматривать его как живой организм, обладающий специфическими физиологическими и психологическими характеристиками, способностями и ограничениями.
По своему определению предприятие должно быть в состоянии наладить производство лучше и больше, чем то, что выпускают отдельные составляющие его элементы. Оно должно представлять собой единое целое, большее — или хотя бы отличное от — суммы составных частей, а результат работы всего предприятия должен быть больше, чем у его составляющих.
Следовательно, предприятие не может быть всего лишь механическим набором ресурсов. Чтобы из ряда ресурсов создать предприятие, мало будет расположить их в логическом порядке, а затем добавить в эту смесь капитал, как полагали экономисты XIX века (и в чем по-прежнему твердо убеждены многие их последователи среди экономистов в научной среде). Необходимо изменить ресурсы, сделав их более продуктивными. А для этого потребуется менеджмент.
Но ясно также, что ресурсами, способными к развитию, могут быть только кадры. Все остальные виды ресурсов подчиняются законам механики. Их можно применять лучше или хуже, но они никогда не дадут результат больший, чем сумма составляющих. Люди — единственные из всех ресурсов, которые могут расти и развиваться. Настоящее целое можно получить только в результате целенаправленных, сконцентрированных и совместных усилий свободных людей. Если мы говорим о росте и развитии, то тем самым подразумевается, что человек сам определяет, какой вклад будет делать в общий результат.
И тем не менее мы привыкли воспринимать рядовых работников — в отличие от менеджеров — как людей, которые делают то, что им говорят, при этом не несут никакой ответственности и не принимают участия в решениях, касающихся их собственной работы. Это говорит о том, что мы рассматриваем работников в том же свете, что и все другие материальные ресурсы, а в том, что касается их вклада в предприятие, то они в нашем понимании подчиняются законам механики. Это серьезное заблуждение, но оно кроется не в определении рядовой работы, а в неспособности понять, что у рядовой работы есть потенциал стать управленческой, а следовательно, и более производительной.
Благодаря менеджменту кадры приобретают способность расти, развиваться и делать свой вклад в результат работы. Мы говорим об организации, т.е. о формальной структуре предприятия, но на самом деле имеется в виду организация менеджеров и функций, которые они выполняют. Ни стены и потолки, ни рядовые работники не являются основой организационной структуры. Мы говорим о лидерстве и духе организации. Но лидерство осуществляют менеджеры, и оно может быть эффективным только в рамках менеджмента, а дух организации складывается из духа в рамка* управленческой группы. Мы говорим о задачах компании и о качестве ее работы. Но задачи компании — это цели менеджеров, а качество работы предприятия — это качество работы менеджмента. Если предприятие не добивается успеха, то стоит поменять не рабочих, а директора компании.
Какая задача важнее?
Временной фактор
Администрирование и предпринимательство
Вывод
ЧАСТЬ I. НОВЫЕ РЕАЛИИ МЕНЕДЖМЕНТА
4. Знание - это все
Новая рабочая сила
Мужские и женские роли
Всегда стремиться вверх