Менеджмент - Питер Друкер - 3. Критерии менеджмента

Как коммерческие компании, так и институты государственного сектора экономики и общественного обслуживания являются социальными органами. Они существуют не ради самих себя, а ради достижения определенных общественных целей, удовлетворения определенных потребностей общества, местного сообщества или индивидуума. Институты — это не цель, а средство. Следовательно, обсуждая институты, целесообразнее сформулировать такой вопрос: для выполнения чего они предназначены и каковы их задачи?, а не такой: что представляют собой институты?

Менеджмент, в свою очередь, является органом института.

В связи с этим возникает второй вопрос: что же такое менеджмент? Для начала следует дать определение менеджмента через призму задач, которые он решает.

Существуют три важные задачи, которые должен выполнять менеджмент, чтобы институт, который пребывает под его контролем, работал эффективно.

Определение конкретной цели и миссии института независимо от его типа (бизнес-предприятие, больница, университет и т.д.).

Обеспечение продуктивности труда и ориентации работника на достижения.

Управление влиянием на общество и социальной ответственностью института.

Миссия

Любой институт существует ради достижения определенной цели и выполнения конкретной миссии, т.е. во имя выполнения определенной функции в обществе. Если говорить о коммерческом предприятии, то это означает экономическую эффективность.

Если говорить об этой первой задаче, то тут институты, принадлежащие к бизнес-сектору, отличаются от других институтов, остальные задачи у них практически общие. Только в бизнес-секторе экономическая эффективность рассматривается как миссия. Бизнес по определению существует ради экономической эффективности; во всех остальных институтах — больнице, церкви, университете, армии — экономический фактор является лишь ограничителем. В этих институтах бюджет накладывает определенные ограничения на то, что это учреждение и его менеджеры могут сделать. В бизнес-предприятии целью и средством выступает экономическая эффективность.

Менеджмент в бизнесе всегда, в каждом своем решении и действии, должен ставить на первое место экономическую эффективность. Он может оправдать свое существование и свою власть только экономическими результатами деятельности своей организации. Если бизнес-менеджмент не в состоянии обеспечить экономические результаты института, значит, он неэффективен. Управление в бизнесе нельзя считать достаточно эффективным, если оно не может обеспечить нужные потребителю товары и услуги по цене, которую он готов заплатить. Если менеджмент не повышает или хотя бы не поддерживает на стабильном уровне способность института генерировать богатство благодаря правильному использованию имеющихся экономических ресурсов, то его нельзя считать успешным. А это, в свою очередь, означает, что независимо от экономической и политической структуры или идеологии общества менеджмент несет ответственность за прибыльность.

Но менеджмент в бизнесе имеет одну общую характеристику с менеджментом в любых других институтах: он должен управлять. А это не только пассивное поведение приспособленца. Менеджер должен действовать и добиваться поставленных целей.

Первые экономисты считали поведение бизнесмена исключительно пассивным. Успех в бизнесе означал быструю и обдуманную адаптацию к событиям, происходящим вовне, в экономике, которая формируется под влиянием обезличенных, объективных сил, которые бизнесмен не может контролировать и на которые не влияет своей реакцией на них. Это явление можно назвать концепцией "торговца". Даже если его не считали паразитом, то все равно его вклад в успех воспринимался исключительно как механический, т.е. состоящий в том, чтобы перераспределить ресурсы для более эффективного их использования. Современные экономисты считают, что бизнесмен делает рациональный выбор между различными вариантами действий. Это больше не механистическая концепция, поскольку очевидно, что данный выбор оказывает влияние на экономику. Но тем не менее в представлении экономиста этот бизнесмен, т.е. тот образ, который положен в основу превалирующей в экономике "теории фирмы" и теоремы "максимизации прибыли", всего лишь реагирует на изменения в экономике. Этот бизнесмен по-прежнему пассивен, по-прежнему приспосабливается, хотя и имеет выбор из нескольких вариантов приспособления. По сути, это скорее понятие "инвестора" (или "финансиста"), нежели менеджера.

Конечно, всегда важно уметь быстро, разумно и рационально приспособиться к переменам в экономике. Но управление предполагает ответственность за попытку формировать экономическую среду, за планирование, инициирование и осуществление перемен в этой экономической среде, за постоянное преодоление ограничений, которые накладывает экономическая среда на способность предприятия приносить пользу обществу. То, что возможно — т.е. экономические условия экономиста, — на самом деле является всего лишь одним из полюсов управления в бизнесе. Второй полюс — это то, что желательно в интересах экономики и предприятия. И поскольку человечество никогда не сможет в полной мере овладеть средой, так как мы всегда находимся в жестких тисках возможностей, то особая задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать желаемое, прежде всего, возможным, а затем действительным. Менеджмент — это не только порождение экономики, но и ее творец. И только в той степени, в которой менеджмент на самом деле становится хозяином над экономическими условиями и меняет их сознательными действиями, можно сказать, что он действительно управляет. Следовательно, управлять бизнесом, значит управлять в соответствии с задачами.

Миссия
Продуктивность труда и ориентация работника на достижения
Социальная ответственность
Какая задача важнее?
Временной фактор
Администрирование и предпринимательство
Вывод
ЧАСТЬ I. НОВЫЕ РЕАЛИИ МЕНЕДЖМЕНТА
4. Знание - это все
Новая рабочая сила
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru