Управление умственным трудом и его работниками — по сути, совершенно новая задача, и мы знаем о ней еще меньше, чем об управлении (или неправильном управлении) работником физического труда. Поэтому она, по всей вероятности, будет более тяжелой. С другой стороны, тут пока не существует долгой истории разочарования, взаимных подозрений, обид, устаревших ограничений, правил и норм. По этой причине управление умственным трудом и работником умственного труда может сконцентрироваться на выработке правильных стратегий и их практического применения. Менеджмент сегодня может сконцентрироваться на будущем, а не на изобличении прошлого, на потенциальных перспективах, а не на проблемах.
Управление умственным трудом и работником умственного труда потребует исключительного воображения, мужества и очень сильного лидерства. В некоторых отношениях это будет значительно более сложная задача, чем до недавнего времени было управление работником ручного труда. Дело в том, что такое оружие, как страх — страх перед экономическими трудностями, перед отсутствием защищенности на рабочем месте, физический страх охранников компании или страх перед государственной властью, — который так долго использовали вместо управления физическим трудом и работником физического труда, в контексте умственного труда и работника умственного труда не действует.
Работник умственного труда, за исключением разве что наиболее низовых его уровней, не будет работать продуктивно из-за страха. Только самомотивация и самопаправление могут сделать его продуктивным. Чтобы что-либо производить, он должен быть ориентированным на достижения.
Продуктивность в любом развитом обществе базируется на способности сделать умственный труд продуктивным, а работника умственного труда - ориентированным на достижения. Возможно, это даже главнейшая задача нового информационного общества. У менеджмента умственного труда нет предшественников. Традиционно умственным трудом занимались люди, работающие автономно или в небольших группах. Сегодня умственная работа выполняется в больших, сложных, управляемых менеджерами институтах. Работника умственного труда даже нельзя считать преемником вчерашнего интеллектуала-профессионала. Он является преемником квалифицированного работника.
Плохо то, что мы не можем четко определить и тем более измерить продуктивность большинства видов умственного труда. Мы можем определить и измерить продуктивность продавца в универмаге. Однако дать определение продуктивности труда торгового агента производственной фирмы уже намного сложнее. Должны ли это быть суммарные продажи? Или это распределение прибыли от продаж, которая может очень сильно варьироваться в зависимости от ассортимента продукта, который может продать один агент по продажам? Или это реальные продажи в сравнении с потенциалом обслуживаемой им территории? А может, при определении продуктивности агента по продажам необходимо учитывать его способность удерживать имеющихся клиентов? Или, возможно, ключевой должна считаться его способность привлекать новых клиентов? Эти задачи намного сложнее, чем определение и измерение продуктивности даже очень высококвалифицированного работника физического труда. В последнем случае практически всегда возможно определить и измерить продуктивность в количественных показателях, например в парах обуви, произведенных за час, день, неделю по сравнению с минимальными стандартами качества.
Достижения работника умственного труда очень трудно измерить. Никто, кроме него самого, не может ответить на вопрос, что в его работе, эффективности, социальном статусе приносит ему личное удовлетворение; что дает ему повод считать, что он вносит весомый вклад, что он работает эффективно, что он действительно ценен, что он самореализуется. (Подробнее об управлении умственным трудом и его работником рассказывается в главе 19.)
Новое поколение
Вывод
18. Управление работой и работником физического труда
Производительность работника физического труда
Принципы производительности работника физического труда
Будущее производительности работника физического труда
Вывод
19. Управление работой и работником умственного труда
Что мы знаем о производительности работника умственного труда