Самый важный и поистине уникальный вклад менеджмента в XX веке — это пятидесятикратное увеличение производительности работника физического труда на производстве.
Самый важный вклад менеджмента, который необходимо будет сделать в XXI веке — это тоже увеличение производительности, но уже умственного труда и людей, занятых им.
Самым важным активом компании в XX веке было ее производственное оборудование. Самым важным активом института XXI века, будь то в бизнесе или некоммерческой сфере, являются работники умственного труда и их производительность.
Производительность работника физического труда
Прежде всего посмотрим, где мы находимся.
Всего лишь немногим более ста лет назад ученые впервые всерьез обратили внимание на физический труд и его работника, после чего приступили к их изучению. Великие поэты, например греческий поэт Гесиод (VI в. до н.э.) и через пятьсот лет — римский поэт Вергилий (конец I в. до н.э.), воспевали труд земледельца. Их стихотворения в переводе на любой язык до сих пор считаются одними из лучших. Но ни работа, которую они восхваляли, ни земледельцы не имеют ничего общего с действительностью, да авторы к этому и не стремились. Ни Гесиод, ни Вергилий ни разу в жизни не держали в руках серп, никогда не выгоняли на пастбище овец и даже не видели тех, кто этим занимался. И когда через тысячу девятьсот лет после Вергилия Карл Маркс (1818-1883) приступил к описанию физического труда и его работника, он тоже никогда не видел ни того ни другого и даже ни разу не прикоснулся к станку. Первым, кто сделал и то и другое, т.е. сам занимался физическим трудом, а затем приступил к его изучению, был Фредерик Уинслоу Тэйлор (1856-1915).
На всем протяжении истории, отраженной в письменных документах, — а на самом деле и задолго до того, как историю начали записывать, — несомненно, наблюдался непрерывный прогресс в том, что мы сегодня называем
производительностью. Но этот прогресс был результатом применения новых инструментов, новых методов, новой технологии, т.е. представлял собой достижение в том, что экономисты называют капиталом. За все это время редко когда наблюдались прорывы в "труде" в понимании экономистов, т.е. в производительности работника. Всегда считалось само собой разумеющимся, что работник может производить больше, только если будет трудиться тяжелее или дольше. Экономисты XIX века спорили друг с другом по самым разным поводам точно так же, как это делают экономисты сегодня. Но все они — от Дэвида Рикардо (1772-1823) до Карла Маркса — сходились в одном: работники в значительной степени отличаются друг от друга по степени своего мастерства, но никакого различия между ними нет в том, что касается производительности ленивого работника и усердного, физически сильного и слабого. Производительность просто не существовала.
За десять лет после того, как Тэйлор впервые заинтересовался работой и начал ее изучать, производительность работника физического труда резко пошла вверх. И с тех пор она постоянно вырастала со скоростью 3,5 процента в год, что значит, что со времен Тэйлора производительность увеличилась в пятьдесят раз. На этом достижении основываются все экономические и социальные успехи XX века. Производительность работника физического труда создала то, что мы сегодня называем развитой экономикой. До Тэйлора такого явления не существовало — экономики всех стран были в равной степени неразвиты. Неразвитая экономика сегодня — или даже появляющаяся — это экономика, в которой работник физического труда пока трудится не продуктивно.
Будущее производительности работника физического труда
Вывод
19. Управление работой и работником умственного труда
Что мы знаем о производительности работника умственного труда
В чем смысл задания
Работник умственного труда как капитальный актив
Технологи
Умственный труд как система
С чего же начинать?