Работники физического и умственного труда — это не единственные сегменты рабочей силы. По всей вероятности, важную и отличную от других группу представляют собой работники сферы обслуживания, которые относятся к производственной рабочей силе, но при этом не занимаются никакой механической обработкой с использованием инструментария. Не менее важным фактором является и то, что рабочая сила во всех развитых странах четко сегментируется по половому признаку.
До недавних пор женщины как наемные работники были явлением временным. Они либо работали в промежутке между получением образования и замужеством, либо явно относились к более низкому социальному классу. Жены респектабельных работников не работали по найму. Работающие женщины из высшего класса, такие как немногие врачи, адвокаты и профессора в университетах, были преимущественно независимыми профессионалами. Исключение составляли учительницы в школах и сиделки в больницах.
Во всех развитых странах эта ситуация в последнее время резко изменилась. Вполне возможно, что тот факт, что значительное количество женщин работает по найму, является одним из признаков развитого общества. Замужняя женщина среднего класса сегодня стала типичным наемным работником. С уменьшением размера семей и значительным сокращением объемов домашней работы все больше и больше женщин, принадлежащих к среднему и высшему классам, вливаются в рабочую силу. Судя по всему, эта тенденция сохранится и в будущем. (Подробнее об увеличении числа женщин в рамках рабочей силы см. в главе 5.) Движущей силой тут выступают экономические, социальные и психологические факторы.
Работающей женщине нужна другая структура работы, которая бы соответствовала новым реалиям и условиям. Например, женщинам с детьми часто нужна работа на неполный рабочий день или с гибким графиком.
У различных сегментов рабочей силы существуют разные потребности и в отношении льгот. Если речь идет о наличной заработной плате, они все могут считать ценными одни и те же вознаграждения. Но если речь идет о пенсионном обеспечении, пособиях на образование или бытовые нужды, о льготах на медицинское обслуживание и т.д., то их потребности и ожидания очень сильно варьируются в зависимости от пола, возраста, обязанностей перед семьей, от того, на каком этапе жизни находятся они и их семьи, и т.д.
Двумя основными испытаниями для менеджмента умственного труда и работника умственного труда являются перемена психологического и социалъного положения работника физического труда (будучи более высокообразованным и высокооплачиваемым, он все равно двигается по социальной лестнице вниз и превращается из уважаемого рабочего класса в группу второсортных граждан) и появление умственного труда и работника умственного труда как экономического и общественного центра того, что сегодня называют постиндустриальным обществом.
Новое поколение
Именно эти перемены объясняют появление нового поколения работников — высокообразованных молодых людей, — которые бросают вызов традиционному управлению трудом и работниками, традиционной организации, а также традиционным экономическим отношениям и отношениям власти.
Это часто объяс няют повы шен ием достатка л юдей, нона самом деле такое объяснение явно поверхностно. Несомненно, достаток — это явление новое. На протяжении всей истории человечества подавляющее большинство людей жило на грани выживания. Большинство из них понятия не имело, как и где заработать на следующий обед. На сегодняшний день в развитых странах львиная доля населения находится в экономически стабильном положении — как минимум, по традиционным критериям. С другой стороны, нет ни малейших признаков того, что подавляющее большинство (или вообще какая-то часть, превышающая очень незначительное меньшинство) потеряло аппетит к экономическим вознаграждениям материального или нематериального характера. Наоборот, большинство, вкусив плодов продуктивности, явно ожидает все большей отдачи от своего труда. Они ожидают даже большего, чем способна создать экономика на данный момент, и даже, возможно, большего, чем вообще способны создать ограниченные ресурсы нашей планеты.
Сдвиги в структуре и характере труда привели к созданию потребности в том, чтобы труд производил больше, чем чисто экономические выгоды.
Просто зарабатывать на существование уже недостаточно. Труд должен позволять зарабатывать на достойную жизнь. Это означает, что задача обеспечения продуктивности труда становится важной, как никогда раньше. В то же время и работник физического труда с его психологическим ощущением собственной нестабильности, и работник умственного труда с его новым статусом ожидают, что труд принесет им психологическое и социальное удовлетворение. Они не обязательно ожидают, что работа будет приносить удовольствие, но они ожидают, что она поможет им многого достичь.
Вывод
Основные трудности при управлении трудом и работой представляют изменившееся психологическое и социальное положение работника физического труда, кризис традиционной роли и функции профсоюза в результате его прежних успехов и появление умственного труда как экономического и социального центра в постиндустриальном информационном обществе. Работа меняется, а вместе с ней меняется и рабочая сила, особенно по мере того, как в развитых странах увеличивается число работающих замужних женщин всех классов.
Производительность работника физического труда
Принципы производительности работника физического труда
Будущее производительности работника физического труда
Вывод
19. Управление работой и работником умственного труда
Что мы знаем о производительности работника умственного труда
В чем смысл задания
Работник умственного труда как капитальный актив
Технологи