Историю Генри Форда, подъем и упадок, а также возрождение его компании при правлении его внука Генри Форда II пересказывали столько раз, что она считается уже чуть ли не фольклором.
Генри Форд, начав в 1905 году буквально на пустом месте, за пятнадцать лет сумел построить самое крупное и прибыльное производственное предприятие во всем мире. В начале 1920-х годов Ford Motor Company господствовала и почти полностью монополизировала американский автомобильный рынок, заняв лидирующие позиции и на большинстве важнейших мировых рынков. Кроме того, прибыли компании позволили ей накопить резерв наличности, измеряющийся миллиардами долларов.
Но уже через несколько лет, в 1927 году, эта на первый взгляд несокрушимая империя едва влачила существование. Утратив свои ведущие позиции и едва закрепив за собой жалкое третье место на рынке, почти каждый год в течение приблизительно двадцати лет она теряла огромные средства и оказалась не в состоянии активно конкурировать в годы Второй мировой войны. В 1944 году внук основателя компании Генри Форд II, которому в то время было всего двадцать шесть лет и который не имел специальной подготовки и опыта, стал во главе фирмы, через два года в результате серии "дворцовых переворотов" сумел вытеснить друзей своего деда, привел с собой совершенно новую управленческую команду и в итоге спас компанию.
Но далеко не все понимают, что эта полная драматизма история — нечто большее, чем просто история личного успеха и краха. Лучше всего было бы назвать эти события контролируемым экспериментом с плохим менеджментом.
Генри Форда I ждал крах из-за своего твердого убеждения в том, что бизнесу не нужны менеджеры и менеджмент. Он верил, что все, что необходимо бизнес-компании, — это владелец-предприниматель со своими помощниками. Основным отличием Форда от большинства его современников в бизнесе — как американском, так и зарубежном — было то, что он всегда и во всем придерживался своих убеждений, никогда не идя ни на какие компромиссы. Он применял свои идеи на практике, например, увольняя помощников, независимо от их способностей, лишь за то, что они посмели вести себя как менеджеры, принимать решения или действовать без приказа самого Форда, и это можно считать только тестом или гипотезой, которые опровергли сами себя.
На самом деле историю Форда делает поистине значимой и уникальной именно то, что он смог проверить свою гипотезу, частично потому, что прожил такую долгую жизнь, а частично потому, что у него был миллиард долларов на поддержку и реализацию своих идей. Провал Форда был следствием не его личных особенностей или темперамента, а прежде всего его отказа принять менеджеров и менеджмент как необходимое условие эффективности корпорации, эффективности, которая базируется скорее на задаче, чем на передаче полномочий от босса.
Корпорация GM — контртест
В начале 1920-х годов, т.е. именно в то время, когда Форд хотел доказать миру ненужность менеджеров, Альфред П. Слоун-младший, которого незадолго до этого избрали на должность президента General Motors, решил доказать правильность совершенно противоположной гипотезы. В тот период GM едва дышала под ударами все больше усиливающей свои позиции корпорации Ford Motor Company. Компания General Motors могла лишь влачить жалкое существование организации №2. GM, состоявшая из мелких автомобильных компаний, которые выставлялись на продажу, потому что не могли принять жесткие условия конкуренции, диктуемые Ford, не имела в своем распоряжении ни одной выигрышной модели автомобиля, ни одной дилерской организации и никакой финансовой мощи. Все предыдущие владельцы имели полную свободу действий, что, в сущности, означало, что им предоставлялась возможность по-своему и неправильно управлять предприятием как своим личным владением. Но Слоун тщательно обдумал, как должен выглядеть бизнес и структура GM, и превратил недисциплинированных "баронов" в эффективную управленческую команду. За пять лет корпорация GM стала лидером американской автомобилестроительной индустрии.
Двадцать лет спустя внук Генри Форда вновь решил испытать обоснованность гипотезы Слоуна. На тот момент Ford Motor Company была практически банкротом, поскольку денежная наличность в размере миллиарда долларов, которой она располагала в начале 1920-х годов, ушла на покрытие дефицита. После того как в 1946 году Генри Форд II принял руководство компанией, он собирался сделать в своей компании то же, что предпринял Слоун в GM за двадцать лет до этого. Он сформировал структуру управленческого аппарата и команду руководителей. Всего за пять лет Ford Motor Company полностью восстановила свой потенциал для дальнейшего роста и получения прибыли как на внутреннем рынке, так и за его пределами. Компания стала главным конкурентом General Motors и со временем даже сумела обойти ее на стремительно развивающемся европейском автомобильном рынке.
Урок истории компании Ford
Менеджмент как фазовый переход
Вывод
23. Структура и содержание управленческих рабочих заданий
Распространенные ошибки при разработке управленческих рабочих заданий
Профессиональная структура и личность
Размах управленческих взаимоотношений
Определение управленческой работы
Полномочия менеджера