В процессе овладения материалом по дисциплине "Маркетинг" преподаватель должен применять и эффективно использовать самостоятельную работу студентов. В качестве самостоятельной работы студентов могут выступать:
1. Самостоятельное, более глубокое овладение теоретическими положениями курса за счет самостоятельного изучения студентами материала, подготовленного в форме реферата па заданную тематику.
2. Ознакомительные посещения студентами ведущих фирм, беседы студентов с руководителями и ведущими специалистами предприятий, которые используются с целью ознакомления студентов с современным состоянием предприятий и методами управления маркетингом, применяющихся реально действующими субъектами предпринимательской деятельности. После этого на практических занятиях происходит обсуждение, в процессе которого студенты проводят анализ и разрабатывают свои предложения относительно усовершенствования маркетинговой политики предприятия.
3. Проведение студентами отдельных маркетинговых исследований рынка, которые бы закрепили теоретические знания и дали им практические и первичные аналитические навыки, видение текущей рыночной ситуации.
4. Обсуждение кейсов (хозяйственных ситуаций), которые написаны по конкретным отечественным и зарубежным предприятиям и содержат описание реальных хозяйственных ситуаций. В связи с тем, что работа над кейсами является главным средством закрепления теоретических знаний и овладения практическими навыками, более конкретно порядок такой работы студентов рассматривается дальше. Защита кейсов происходит на практических занятиях.
5. Решение маркетинговых проблем конкретных отечественных коммерческих предприятий. Данная форма вместе с решением кейс-задач формирует обучающую систему, которая позволяет студентам получить необходимые практические навыки, вырабатывающиеся сначала в процессе решения рафинированных хозяйственных ситуаций, как правило, из прошлого, а потом усиливающиеся за счет работы над сложной проблематикой реально действующих в рыночных условиях предприятий. Такую форму работы целесообразно проводить в форме написания курсовых работ.
Указания к подготовке задач по кейс-методике
Вступление к кейс-методике
Кейс - это описание, как правило, в форме рассказа, хозяйственной ситуации, которая нуждается в решении или принятии конкретного управленческого решения. В основном это рассказ о хозяйственной ситуации, начинающийся с описания важнейших фактов, которые касаются вопросов организации или учреждения, исторических данных развития предприятия, описания его деятельности и положения на данный момент. Некоторые кейсы могут быть большими по размерам и достигать 50 и больше страниц описания деятельности предприятия на протяжении предыдущих лет, организационных вопросов, маркетинговой среды и конкурентов, данных о продажах и исследовании рынка, системы менеджмента и т. п. Другие кейсы небольшие, занимают одну или две страницы текста. Но большинство кейсов вмещает необходимую информацию о фирме и ее маркетинговых позициях на рынке.
Цель, которая преследуется при работе над кейсом, - это формирование у студентов проблемно-ориентировочного мышления и приобретение навыков принятия управленческих решений на основе анализа сложных реальных ситуаций, выявления проблем и возможностей, анализа альтернативных вариантов и нахождения наилучшего из них, разработки детального обоснования и формирования рекомендаций для исправления положения и дальнейших действий предприятия на рынке.
Обретение студентами проблемно-ориентированного мышления и умения разрабатывать и принимать решения является тем фактором, который обеспечивает управленческий успех в их дальнейшей работе на реально действующих предприятиях.
Работа над кейсами преследует также цель усвоения маркетинговой теории благодаря иллюстрированию разнообразных возможностей ее применения для разных типов организаций и учреждений, маркетинговых сред, конкурентных и рыночных ситуаций.
Глубокое ознакомление с маркетинговой теорией является необходимым условием в маркетинге в связи с тем, что по своей природе маркетинговая деятельность связана с управлением в системах, которые не подлежат формализации. В отличие от физики или химии, в бизнесе не существует четко установленных, нереальных правил и методов, которые можно было бы применить в любой ситуации. Именно на преодоление этих проблем и направлена маркетинговая теория и кейс-мстод как основное орудие овладения ею.
Наиболее распространенные ошибки и полезные советы
Ориентировочный порядок защиты и обсуждение кейса
Приложения
Приложение 1. Краткая трактовка условий Инкотермс
Приложение 2. Пример маркетингового анализа деятельности ЗАО "Лакма" на рынке лакокрасочных материалов Украины
Введение
Раздел I. Анализ хозяйственной деятельности ЗАО "Лакма" на рынке лакокрасочных материалов
1.1. Краткая характеристика предприятия, его деятельности на товарном рынке
1.1.1. Краткая история предприятия