Большинство людей на вопрос о том, кого они подразумевают под менеджерами, отвечают: "Босса". Но если в аэропорту над местом чистки обуви мы видим табличку с надписью "Джон Смит, менеджер", то сразу же понимаем, что мистер Смит далеко не босс, а всего лишь наемный работник с минимальной властью и зарплатой, которая лишь немногим превосходит оплату труда самого чистильщика обуви.
В самом начале развития менеджмента под менеджером понимали человека, который отвечает за работу других людей. Это определение отличает обязанности менеджера от функции владельца. Так было ясно, что работа менеджера — это особый вид работы, которую можно проанализировать, изучить и систематически улучшать. Такое определение касалось, по сути, новой, крупной и стабильной организации, которая появилась для выполнения экономических задач общества.
И тем не менее данное определение далеко не идеально. По большому счету, оно никогда таким и не было. С самого начала на предприятии были люди, часто на ответственных должностях, которые, несомненно, относились к менеджменту и все же не были менеджерами, т.е. не отвечали за работу других людей. Казначей компании, человек, отвечающий за снабжение бизнеса деньгами и их использование, может иметь подчиненных и в этом смысле быть менеджером так, как это подразумевает традиционное определение. Но ясно, что сам по себе казначей не может выполнять большую часть обязанностей казначея, т.е. работать с андеррайтерами компании, с финансовыми организациями и т.п. Казначей может быть индивидуальным помощником, но не менеджером. Однако казначеи — это люди, которые вносят непосредственный вклад в результат работы предприятия и относятся к топ-менеджерам. Помимо того, в этом определении менеджера акцент делается на инструментах выполнения задачи, а не на самой задаче. Человек, отвечающий за исследования рынка в компании, может иметь множество подчиненных и таким образом быть менеджером в традиционном понимании. Но для его работы и вклада в результат нет никакой разницы, сколько именно работников находится у него в подчинении. Тот же вклад в сфере исследования и анализа рынка может сделать один человек, у которого вообще нет подчиненных.
Более того, исследователь рынка может сделать даже больший вклад, если ему не приходится тратить массу времени на подчиненных и их работу. Он в состоянии сделать так, чтобы исследование рынка проводилось в компании эффективнее, чтобы его лучше понимали помощники менеджеров и чтобы он шире использовался в принятии важнейших решений компании.
Самая быстро развивающаяся группа в современных организациях состоит из людей, которые относятся к менеджменту в том смысле, что отвечают за вклад и предприятие и в результат его работы, но не отвечают за работу других людей. Это индивидуальные профессиональные сотрудники самых разных типов, которые работают сами по себе (может быть, с одним помощником и секретарем) и тем не менее оказывают влияние на способность компании получать прибыль, на направление бизнеса и его результативность. Это исполнители, потому что они отвечают за исполнение задач, но все равно не несут ответственности за работу других людей.
Такие люди встречаются не только в области технических исследований, хотя именно здесь они впервые появились в виде отдельной группы. Старший химик в лаборатории несет основную ответственность за работу и принимает важнейшие решения, многие из которых оказывают необратимое воздействие. Но то же касается и человека, разрабатывающего и обдумывающего организационную структуру компании и формулирующего обязанности менеджеров. К этой же группе относится и главный бухгалтер по учету издержек производства, определяющий распределение затрат. Формулируя критерии менеджмента, он, по сути, во многом решает, будет ли определенный продукт выпускаться и дальше, или от его производства откажутся. В эту же группу входят люди, отвечающие за разработку и соблюдение стандартов качества на продукцию компании, сотрудница, занимающаяся системой дистрибуции, по которой продукция поступает на рынок, и директор по рекламе, который может отвечать за основную рекламную политику компании, ее рекламные послания, средства, которыми компания пользуется для рекламы, и критерии эффективности рекламного материала.
Традиционное определение менеджмента виновато в том, что индивидуальный профессиональный сотрудник является проблемой в рамках структуры и проблемой для себя самого. Его должность, зарплата, функции и возможности для карьерного роста неопределенны, двусмысленны и являются источником разочарований и трений. Но, несмотря на это, число таких профессионалов быстро возрастает.
Люди — ресурсы менеджера
Менеджмент: практика, а не наука
Примечание: истоки и история менеджмента
Появление крупных организаций
Первый бум менеджмента
Работа двадцатых и тридцатых годов
Вывод
2. Менеджмент как социальная функция и либеральное искусство
Менеджмент как фактор трансформации