Менеджер работает с особым ресурсом — с людьми. А человек — это уникальный ресурс, поэтому любой, кто хочет научиться работать с ним, должен обладать специфическими характеристиками.
Работать с людьми всегда означает развивать их. А направление этого развития определяет результат, т.е. то, станет человек как личность и как ресурс более эффективным или в конечном счете вообще утратит всякую квалификацию. В равной степени это относится не только к тому, кем управляют, но и к самому менеджеру. Если он развивает своих подчиненных в правильном направлении, помогает им становиться лучше и богаче, это обязательно поможет и ему самому развиваться, становиться лучше и богаче. В противном случае его ожидает утрата мастерства и упадок.
Определенным навыкам управления людьми можно научиться, например, умению вести конференцию или проводить собеседование. Можно внедрять методы, способствующие развитию, в структуру отношений между менеджером и подчиненным, в систему карьерного роста, в принцип распределения стимулов и наград в организации. Но даже несмотря на все это, для развития людей менеджеру все равно необходимо обладать качеством, которое невозможно создать искусственно путем приобретения навыков или подчеркивания важности задачи. Ему нужна целостность характера.
В наши дни все чаще подчеркивается, что менеджер обязательно должен любить людей, помогать им и хорошо ладить с ними. Но одного этого будет мало. В любой успешной организации есть боссы, которые не любят людей, не помогают им и не умеют ладить с ними. Холодные, неприятные, требовательные, они очень часто учат и развивают людей больше, чем кто-либо. Они требуют совершенства в работе от самих себя и от всех вокруг. Они устанавливают высокие стандарты и рассчитывают, что их будут придерживаться. Они всегда оценивают только то, что правильно, а не кто прав. И хотя зачастую сами по себе это очень одаренные люди, в других они никогда не ставят развитый интеллект выше целостности характера. Менеджер, которому не хватает этой черты, каким бы приятным в обхождении, готовым помочь, дружелюбным, компетентным или умным он ни был. просто не подходит для занимаемой должности.
То, чем занимается менеджер, можно систематически анализировать. То, что менеджер должен уметь делать, можно выучить. Но есть одна черта, которую нельзя приобрести, но без которой нельзя подходить в работе. Это не гениальность, а характер.
Менеджмент: практика, а не наука
Начиная с 1930-х годов все развитые страны превратились в общества учреждений. Любой серьезной социальной задачей — будь то экономическая деятельность или здравоохранение, образование или защита окружающей среды, приобретение новых знаний или оборона — в наше время занимаются организации, призванные существовать долго и управляться собственными менеджерами. Эффективность современного общества, если не сказать выживание всех его членов, все больше зависит от эффективной работы этих учреждений. Эффективность и выживание учреждения зависят от эффективности менеджмента.
Жизнь каждого человека во многом зависит от эффективности менеджеров и менеджмента. Девять из десяти человек, получивших высшее образование, становятся сотрудниками организаций. Их эффективность и производительность труда, их удовлетворение, достижения и развитие как личностей в значительной степени зависят от эффективности менеджмента в той организации, в которой они работают. И огромная часть этих работников умственного труда сами тоже станут менеджерами, поэтому их собственная способность выполнять эти обязанности и добиваться высоких результатов зависит от того, как много они знают о менеджменте и как умеют применять эти знании на практике.
Учитывая все это, возникает соблазн говорить о менеджменте как о науке. Но если решить, что менеджмент может быть только наукой, то это только повредит нам в деле.
Несомненно, работу менеджера можно систематически анализировать и классифицировать. Другими словами, существуют конкретные профессиональные черты и научный аспект менеджмента. Менеджмент — это вопрос не только опыта, интуиции или врожденных способностей. Любой человек с нормальным интеллектом сможет проанализировать, систематически расположить и изучить его элементы и требования. Вся эта книга строится на мысли о том, что дни "интуитивного" менеджмента сочтены. Здесь делается предположение о том, что менеджеры могут улучшать качество своей работы во всех сферах и на всех уровнях менеджмента — от положения стажера до уровня исполнительного директора гигантской многонациональной корпорации, — для чего им потребуется систематически изучать принципы, приобретать знания и непрерывно анализировать показатели по всем направлениями работы. Ничто не сможет сделать больший вклад в мастерство, эффективность и результативность труда, как менеджер. Как следствие, можно сказать, что влияние менеджера на современное общество и его членов настолько велико, что требует от менеджера самодисциплины и следования высоким стандартам настоящего профессионала.
И тем не менее главная проверка менеджмента — это результативность. Достижения, а совсем не знания, остаются и целью, и доказательством. Менеджмент — это скорее практика, чем наука или профессия, хотя содержит элементы и того и другого. Если попытаться сделать менеджмент профессиональным, т.е. ограничить доступ к нему людьми с определенной научной степенью, это лишь навредит обществу и хозяйству. В результате на смену менеджерам придут бюрократы, что вызовет помехи на пути инноваций, предпринимательства и креативности.
Как бы там ни было, мы все еще слишком мало знаем, чтобы втискивать менеджмент в "смирительную рубашку" науки или делать работу менеджеров монополией дипломированных специалистов. Ведь изучение менеджмента не старше самого менеджмента, а это значит, что оно только началось.
Но нам уже многое известно, хотя, как станет ясно из этой книги, белых пятен и пропусков намного больше, чем тех областей, в которых мы обладаем прочными, проверенными знаниями и правильными ответами.
Мы знаем, что очень многое, каким бы разу мным оно ни казалось, все равно не пригодится в практике менеджмента. Нам известно, что менеджмент не ограничивается одной страной или одной культурой. Более века назад, когда появились первые учреждения с менеджерами, например трансконтинентальная железная дорога в Америке, менеджментом как практикой и менеджментом как дисциплиной занимались люди самых разных национальностей. После Второй мировой войны многим наблюдателям часто казалось, что менеджмент — чисто американское изобретение. Но это не так, что и было вскоре доказано быстрым восстановлением Западной Европы и Японии. Функция менеджмента, работа менеджмента, его задачи и размеры универсальны и одинаковы во всех странах. Но то, как выполняется работа, во многом зависит от национальных особенностей, традиций, истории, а подчас и определяется ими, например, в таких важных областях, как отношения между государством и бизнесом, правила и ограничения в управлении людьми или структура топ-менеджмента.
Менеджмент — это социальная функция, которая проявляется в ценностях, традициях, убеждениях, а также в государственных и политических системах. Менеджмент определяется культурой, и так и должно быть, В свою очередь менеджеры и менеджмент формируют культуру и общество. Таким образом, хотя менеджмент представляет собой отдельную отрасль знаний, а значит, применим повсеместно, это заодно и культура, а не наука, лишенная ценностей.
Прежде всего, мы знаем, что менеджеры занимаются менеджментом. Они не занимаются экономикой и вычислениями, не изучают поведение. Все это только инструменты менеджера. Они занимаются экономикой не чаще, чем врач делает анализ крови. Они занимаются наукой о поведении не чаще, чем биолог использует микроскоп. Они занимаются вычислениями не чаще, чем адвокат изучает прецеденты. Менеджеры занимаются менеджментом.
Значит, существуют конкретные управленческие навыки, присущие именно менеджменту, а не какой-либо другой дисциплине. Один из них -общение в рамках организации, второй — принятие решений в условиях неопределенности. Выделяется еще и особый предпринимательский навык — стратегическое планирование.
Как особой дисциплине менеджменту присущ ряд собственных базовых проблем, особые подходы и особые задачи. Менеджер, хорошо разбирающийся в дисциплине менеджмента, тоже будет умелым, а то и первоклассным менеджером, хотя и имеет всего лишь минимальные познания в том, как применять управленческие методы и инструменты. Человек, знающий только методы и принципы, но не понимающий основ менеджмента, — это уже не менеджер, а только техник.
Менеджмент — скорее практика, чем наука. В этом отношении его можно сравнить с медициной, юриспруденцией и инженерным делом. Это не знание, а результативность работы. Более того, это не применение здравого смысла, навыков лидерства, не говоря уже о финансовых манипуляциях. Практика менеджмента основывается на знаниях и ответственности.
Появление крупных организаций
Первый бум менеджмента
Работа двадцатых и тридцатых годов
Вывод
2. Менеджмент как социальная функция и либеральное искусство
Менеджмент как фактор трансформации
Менеджмент и предпринимательство
Подотчетность менеджмента
что такое менеджмент