В 1850-х годах, когда Карл Маркс начал работать над своим Капиталом, явление менеджмента никому не было известно. Неизвестными оставались и предприятия, которыми управляют менеджеры. Крупнейшая производственная компания находилась в Манчестере, Англия. Это была хлопкопрядильная фабрика, на которой работало меньше трехсот человек и владельцем которой был Фридрих Энгельс — друг и помощник Маркса. Но и на фабрике Энгельса, одном из самых прибыльных предприятий того времени, были не менеджеры, а только ответственные работники, которые, работая сами, заодно следили за дисциплиной в маленьких группах "пролетариев".
Редко когда в истории человечества какое-либо явление появлялось так же быстро, как менеджмент, или оказывало столь же заметное влияние. Менее чем за сто пятдесят лет менеджмент изменил социальную и экономическую структуру всех развитых стран мира. Он создал мировую экономику и установил новые правила для стран, которые хотят участвовать в ней на равных. Но и сам по себе он тоже изменился. Практически никто из руководителей не подозревал о том невероятном воздействии, которое оказывает менеджмент. Большинство в этом отношении были похожи на господина Журдена, персонажа пьесы Мольера Мещанин во дворянстве, который всю жизнь не знал, что говорит прозой. Они не понимали, что занимаются — удачно или не очень — менеджментом. В результате никто из этих руководителей не был готов к решению сложнейших задач, вставших перед ними. Самые серьезные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры, возникают не из-за политики или технологии. Их источником служит внешний менеджмент и предприятие. Эти проблемы вызваны успехом самого менеджмента как такового.
Несомненно, главнейшая задача менеджмента остается прежней: сделать так, чтобы люди могли работать вместе над достижением общих целей, для чего им нужно предоставить общие ценности, правильную структуру и возможность для обучения и развития, без которого они не смогут работать и приспосабливаться к переменам. Но изменилось само значение этой
задачи, поскольку из-за влияния менеджмента рабочая сила из многочисленных, преимущественно неквалифицированных работников превратилась в хорошо обученный и знающий персонал.
Менеджмент как фактор трансформации
Накануне Первой мировой войны некоторые мыслители начали догадываться о существовании менеджмента. Но мало кто, даже в самых развитых странах, имел какое-либо отношение к менеджменту. Сейчас самая крупная однородная группа в составе рабочей силы, в которую входит более трети от всего числа работников, представляет собой тех, кого в Бюро переписи США называют "руководящими и квалифицированными работниками". Основным фактором этой трансформации послужил менеджмент.
Именно благодаря менеджменту объясняется, почему впервые в истории человечества мы можем задействовать большое количество знающих, квалифицированных работников в производстве. Прежде общество было на это не способно. Более того, на ранних этапах общество не могло себе позволить существование более чем ограниченной группы таких людей. До самого последнего времени никто не знал, как заставить людей с разными навыками и знаниями работать вместе над достижением общих целей.
Китай восемнадцатого века вызывал зависть западных ученых того времени, потому что в этой стране находились рабочие места для большего числа образованных людей, чем во всей Европе, — около двадцати тысяч в год. Сегодня в Соединенных Штатах Америки, население которых примерно равно населению Китая в тот период, ежегодно из высших учебных заведений выходит более миллиона выпускников, и практически все они с легкостью находят себе высокооплачиваемую работу. Мы можем всех их трудоустроить с помощью менеджмента.
Знания, особенно передовые, всегда узко специализированы. Сами по себе они ничего не производят. И тем не менее современные компании, и не только самые крупные, берут в штат до десяти тысяч высококвалифицированных работников, представляющих до шестидесяти отраслей знаний. Инженеры всех типов, дизайнеры, специалисты по маркетингу, экономисты, статистики, психологи, планировщики, бухгалтеры, специалисты по кадрам — все они работают вместе на одном совместном предприятии. И ни один из них не добился бы такого успеха вне управляемого предприятия.
Бессмысленно спрашивать, что появилось раньше — образовательный бум последнего столетия или менеджмент, который нашел этим знаниям практическое применение. Современный менеджмент и современное предприятие не смогли бы существовать без образовательной базы, которая появилась в развитых странах. Но в равной степени именно менеджмент и только он, делает востребованными все эти знания и всех этих квалифицированных работников. С появлением менеджмента, знания из общественного украшения и роскоши превратились в истинный капитал любой экономики.
Мало кто из лидеров бизнеса предсказывал такое развитие в 1870 году, когда только начали формироваться крупные предприятия. Это объяснялось не столько нехваткой проницательности, сколько отсутствием прецедента. Во все времена единственной крупной и стабильной организацией была армия, поэтому неудивительно, что именно командная структура послужила моделью для людей, которые создавали трансконтинентальные железные дороги, сталелитейные заводы, современные банки и универмаги. Командная модель, при которой несколько человек наверху отдают приказы, а огромная масса подчиненных их выполняет, оставалась нормой в течение почти целого века. Но она никогда не была столь статичной, как можно заключить, исходя из этого долголетия. Наоборот, эта структура почти сразу же начала меняться, как только специализированные знания всех видов стали проникать на предприятие.
Первый инженер с университетским дипломом в производственной отрасли получил работу в компании Siemens в Германии в 1867 году. Его звали Фридрих фон Хефнер-Алтенек. За пять лет он создал исследовательский отдел, за которым быстро последовали и другие специализированные подразделения. К началу Первой мировой войны уже существовали стандартные функции производственной компании: исследования и разработки, производство, продажи, финансы и бухгалтерия, а чуть позже кадры.
Но даже более важной по своему влиянию на предприятие — и на мировую экономику в целом — стала еще одна трансформация, связанная с менеджментом, которая происходила в это время. Это было применение менеджмента в физическом труде в виде тренингов. Порождение военного времени, тренинг ускорил преобразование мировой экономики за последние шестьдесят лет, потому что позволяет бедным странам сделать то, что согласно традиционной экономической теории всегда считалось невозможным — практически мгновенно стать успешными конкурентами, при этом все равно оставаясь бедными.
Адам Смит писал, что стране или религии нужно несколько столетий, чтобы создать традицию физического труда и приобрести опыт в нем и в управлении, необходимый для производства и выпуска на рынок определенной продукции, будь то хлопчатобумажной ткани или скрипки.
Но во время Первой мировой войны необходимо было огромное количество необученных людей почти в один миг превратить в производительных работников. Для этого компании в США и Соединенном королевстве начали массово обучать работников физического труда с применением научного менеджмента, который в период между 1885 и 1910 гг. разработал Фредерик У. Тэйлор и описал в своей книге того же названия. Они проанализировали задания и разложили их на отдельные операции, не требующие высокого мастерства, которые можно было быстро изучить. В период Второй мировой войны этот метод развивался дальше, затем его переняли японцы, а через двадцать лет и жители Южной Кореи, которые положили его в основу феноменального развития своей страны.
В 1920-1930-х годах менеджмент использовался в очень многих сферах и аспектах производственного бизнеса. Например, появилась децентрализация, благодаря которой в рамках одного предприятия объединялись положительные стороны как большого, так и маленького размера. Бухгалтерский учет делает теперь больший акцент на анализе и контроле. Планирование переросло "схемы Гаитта", разработанные в 1917-1918 гг. для выпуска военной продукции, то же случилось и с аналитической логикой и статистикой, которые с помощью числовых значений превращают опыт и интуицию в определения, информацию и диагноз. Маркетинг появился в результате применения концепций менеджмента к распространению и продаже продукции. Более того, еще в середине 1920-начале 1930-х годов некоторые американские пионеры в сфере менеджмента — Томас Уотсон-старший из молодой компании IBM, Роберт И. Вуд из Sears, Roebuck и Элтон Мэйо из Гарвардской школы бизнеса — начали сомневаться в том, правильно ли организовано производство. Они пришли к выводу, что конвейер — это лишь временный компромисс. Несмотря на свою невероятную производительность, он был неэффективен из-за отсутствия гибкости, это было неправильное использование кадров и даже неправильное инженерное решение. Начались размышления и эксперименты, в результате которых появилась автоматизация как один из способов построения производственного процесса, командной работы, качественных циклов, а в информационной организации — средство управления кадрами. Все эти управленческие инновации представляли собой применение знаний в работе, т.е. пришли на смену догадкам, пробам и ошибкам. Как говорил Фредерик Тэйлор, любое из данных нововведений позволило работать не "тяжелее", а "разумнее".
Поразительное влияние таких перемен проявилось во время Второй мировой войны. До самого конца немцы оставались непревзойденными стратегами. Обладая намного меньшей площадью тыла, им нужно было меньше вспомогательных войск, поэтому они могли противопоставить противнику равнозначную силу. И все же победили союзники — эта победа стала возможна благодаря менеджменту. В Соединенных Штатах Америки население составляло пятую часть от населения всех остальных воюющих сторон, практически такое же соотношение было и военных, но при этом страна выпустила больше военной продукции, чем все остальные вместе взятые. США смогли переправить все это на все фронты — в Китай, Россию, Индию, Африку и Западную Европу. Не удивительно, что к концу войны почти весь мир осознал важность менеджмента и то, что менеджмент появился как отдельный вид деятельности, которую можно изучать и превратить в научную дисциплину, — что и случилось во всех странах, занимавших ведущие позиции в экономике после окончания войны.
После Второй мировой войны мы осознали, что менеджмент — это управление не только бизнеса, а что он присущ любой деятельности человека, в ходе которой в рамках одной организации объединяются люди разных знаний и умений. Менеджмент нужно применять во всех учреждениях социального сектора, таких как больницы, университеты, церкви, художественные организации и сервисные фирмы, которые в США после Второй мировой войны развивались быстрее, чем бизнес или правительство. И хотя управление волонтерами или сбором средств отличает некоммерческие организации от коммерческих, многие обязанности менеджеров в них остаются прежними, и среди них — определение правильной стратегии и целей, развитие людей, оценка качества работы, продвижение на рынок услуг своей компании. Во всем мире менеджмент превратился в социальную функцию.
Подотчетность менеджмента
что такое менеджмент
Менеджмент как либеральное искусство
Вывод
3. Критерии менеджмента
Миссия
Продуктивность труда и ориентация работника на достижения
Социальная ответственность
Какая задача важнее?