Одно из важнейших достижений в научной дисциплине и практике менеджмента состоит в том, что оба эти направления теперь охватывают предпринимательство и инновации. В наше время появилась ничем не оправданная тенденция противопоставлять "менеджмент" и "предпринимательство" как некие противоположности, чуть ли не взаимоисключающие. Но это то же самое, что назвать взаимоисключающими действия правой и левой руки скрипача. Обе они нужны всегда и в одно время. Работу обеих нужно координировать. Любая существующая организация, будь то предприятие, церковь, профсоюз или больница, быстро придет в упадок, если не занимается инновациями. И наоборот, любая новая организация, будь то предприятие, церковь, профсоюз или больница, потерпит крах, если в ней не будет менеджмента. Отсутствие инноваций — единственная серьезная причина упадка существующих организаций. Неумение применять менеджмент — единственная серьезная причина краха новых компаний.
И тем не менее редко в каких книгах по менеджменту затрагивался вопрос предпринимательства и инноваций. Частично это объяснялось тем, что после Второй мировой войны, когда писалось большинство этих книг, главной задачей было управление существующим, нежели создание чего-то нового и непохожего. В это время большинство учреждений создавалась по принципам, заложенным за тридцать или пятьдесят лет до того. В наши дни ситуация кардинально изменилась. Мы снова вступили в эпоху инноваций, и это совсем не относится только к высоким технологиям или технологии в целом. На самом деле социальные инновации — как мы попытаемся объяснить в этой книге — имеют едва ли не большее значение и наверняка оказывают намного более сильное воздействие, чем любые научные или технические изобретения. Более того, сейчас уже существует научная дисциплина предпринимательства и инноваций (об этом см. книгу автора Бизнес и иновации, 2006), которая, несомненно, является частью менеджмента и основывается на широко известных и проверенных принципах. Она применима как к существующим организациям, так и к новым компаниям, а также к коммерческим и к некоммерческим учреждениям, в том числе и к правительству.
Подотчетность менеджмента
В книгах по менеджменту основной акцент делается на функции менеджмента внутри организации. Мало кто из авторов обращает внимание на социальную функцию. Но именно потому, что менеджмент получил такое широкое распространение в обществе, он столкнулся и с самыми серьезными трудностями. Перед кем отчитывается менеджмент? За что? На чем основывается власть менеджмента? Что делает ее законной? Эти вопросы связаны не с бизнесом или экономикой, а с политикой. И при всем этом они лежат в основе самой серьезной опасности для менеджмента за всю его историю, опасности намного более серьезной, чем та, которой он подвергался из-за действий марксистов или профсоюзов. Это опасность поглощения. Сначала это было исключительно американским явлением, но вскоре распространилось по всему миру и стало характерным для развитых некоммунистических стран. Это стало возможным благодаря созданию пенсионных фондов для работников как держателей контрольного пакета акций открытых акционерных обществ. Пенсионные фонды, с юридической точки зрения являясь владельцами, в экономическом отношении представляют собой инвесторов и даже более того — биржевых игроков. Их не интересует предприятие и его благосостояние. Более того, в США, по крайней мере, они выступают в роли поручителей и не должны интересоваться ничем, помимо скорейшей материальной выгоды. В основе предложения о поглощении лежит постулат о том, что единственная функция предприятия заключается в обеспечении максимальной и скорейшей прибыли для акционера. При отсутствии какого-либо другого оправдания существованию менеджмента и предприятия фирм поглощения с их заманчивыми предложениями становится все больше — при этом они чаще всего отмахиваются от решения важных задач и приносят возможность получения значительной прибыли в долгосрочной перспективе в жертву быстрому обогащению.
Менеджмент — и не только в деловом предприятии — должен нести ответственность за результативность. Но как определить результативность? Как ее оценить? Как стимулировать? Перед кем должен отчитываться менеджмент? Тот факт, что эти вопросы просто можно задавать, уже является доказательством успеха и важности менеджмента. Но то, что их нужно поднимать, служит в то же время приговором менеджерам. Они еще не осознали, что представляют собой власть, а любая власть должна быть подотчетной, легитимной. Они еще не осознали тот факт, что от них многое зависит.
что такое менеджмент
Менеджмент как либеральное искусство
Вывод
3. Критерии менеджмента
Миссия
Продуктивность труда и ориентация работника на достижения
Социальная ответственность
Какая задача важнее?
Временной фактор