Менеджмент - Питер Друкер - 1. Базовая информация, необходимая предприятию

Для получения необходимой информации менеджерам нужны особые инструменты. Некоторые из них существуют уже довольно давно, но редко когда этими средствами пользовались для управления организацией. Другие инструменты сейчас модифицируются, потому что в исходной форме оказались бесполезными.

Проходит время, и мы снова и снова убеждаемся, что понятия и инструменты взаимозависимы и влияют друг на друга. Под воздействием первых изменяются и вторые. Именно так сейчас происходит с понятием предприятия и с инструментом, который мы привыкли называть информацией. Новые инструменты позволяют нам, а подчас и заставляют, взглянуть на свою организацию по-новому. В случае с некоторыми инструментами, которые, судя по всему, в будущем будут играть очень важную роль, в нашем распоряжении пока имеются лишь краткие характеристики, а сами инструменты еще только предстоит разработать.

1. Базовая информация, необходимая предприятию

Мы только начинаем понимать, как можно пользоваться информацией в качестве инструмента. Но уже сейчас можно назвать основные элементы информационной системы, которые нужны предприятию. Вместе с тем мы начинаем разбираться и в понятиях, которые, скорее всего, будут положены в основу предприятий, которыми завтра придется управлять менеджерам.

От учета издержек до контроля над результатом

Наверное, в вопросе модификации как предприятия, так и информации дальше всего мы зашли в самой традиционной из всех систем — в бухгалтерском учете. Более того, многие компании уже перешли от привычного учета издержек производства к учету затрат по видам деятельности. Впервые этот метод появился в производстве, но сегодня он получает широкое распространение в сфере обслуживания и даже в некоммерческих организациях, например университетах. Учет затрат по видам деятельности

представляет собой одновременно новое понимание процесса бизнеса и новый метод оценки.

Основные принципы учета издержек, которые используются и поныне, изначально были предназначены для массового производства. При такой традиционной системе акцент делается на калькуляцию себестоимости продукции с целью оценки товарно-материальных запасов. Затраты на поддержание запасов не включают в себя издержки на многие важные виды деятельности, такие как технология, маркетинг, дистрибуция и обслуживание.

Когда более семидесяти лет назад появился метод учета издержек, затраты на оплату труда в производстве составляли более 50 процентов всех производственных расходов. А в американской промышленности было занято свыше половины всех трудовых ресурсов. Но в настоящее время оба этих предположения уже не соответствуют действительности. Тем не менее традиционные принципы учета издержек по-прежнему используются очень широко.

Главная проблема — это не технология, а менталитет. Представление о калькуляции себестоимости при традиционном учете издержек и при учете затрат по видам деятельности совершенно разное. В традиционной практике издержки учитываются снизу вверх, т.е. труд, материалы, накладные расходы, основной акцент делается на связанных с производством прямых и вспомогательных затратах, на так называемой "себестоимости товарных запасов". Учет затрат по видам деятельности начинается с объекта затрат, т.е. продукции, услуги, потребителя или канала сбыта. При этом задается вопрос: какие направления деятельности и связанные с ними затраты необходимы для реализации всей цепочки действий, которые связаны с приданием стоимости объекту затрат? Пользователи этой технологии оценивают затраты на деятельность по производству продукции или услуги, используя критерии, которые отражают количество осуществленных действий. Учет затрат по видам деятельности можно также назвать нисходящей калькуляцией общих издержек.

Затраты, которые имеют значение для конкурентоспособности и прибыльности, — это затраты на общий процесс, т.е. как раз на то, на что обращается внимание в ходе учета затрат по видам деятельности и что благодаря ему можно контролировать. Основная предпосылка гласит, что бизнес — это интегрированный процесс, который начинается, когда на завод прибывает сырье, материалы и детали, и продолжается даже после того, как готовая продукция находит своего конечного потребителя. Обслуживание все равно влияет на стоимость продукции, не говоря уже об установке, даже если это оплачивается потребителем.

Учет затрат по видам деятельности может существенно снизить производственные затраты. Но самое большое влияние он оказывает на обслуживание. Однако сфера обслуживания — банки, магазины, больницы, газеты, школы, радио и телевизионные станции — практически не имеют точной информации об издержках на единицу продукции. Учет затрат по видам деятельности показывает, почему традиционный учет издержек в случае с сервисными компаниями оказался неэффективным. Дело не в том, что методы были ошибочны. Все объясняется тем, что в ходе традиционного учета издержек делают неверные предположения. Сервисные компании должны начинать не с расходов на отдельные операции, как это делали производственные фирмы, пользующиеся традиционным учетом издержек. Они должны исходить из предположения, по которому единственный вид издержек для них - это издержки общей системы. А это в любой отдельный период времени преимущественно будут фиксированные затраты. Предположив, что все издержки фиксированы, сервисные компании могут перенести акцент на потребителя, иными словами, сконцентрироваться на контроле над результатами.

Например, магазины розничной торговли, такие как Wal-Mart или Costco, должны дать себе установку, что как только оборудована торговая площадь, расходы на нее становятся фиксированными, и менеджмент будет заключаться в том, чтобы за определенный период времени максимально увеличить прибыль от этого пространства. Такая концентрация на контроле над результатами позволила этим магазинам увеличить прибыльность, несмотря на свои низкие цены и низкую рентабельность продаж.

Банки, к примеру, несколько десятков лет пытаются использовать в своем бизнесе традиционные технологии учета издержек, т.е. определять расходы на отдельные операции и услуги, что не приносит практически никаких плодов. Сегодня они уже задаются вопросом: "Какой вид деятельности является центром затрат и результатов?" Ответ может быть только один: потребитель. Расходы на потребителя в любой важной сфере банковских услуг являются фиксированными. Следовательно, доход с потребителя, т.е. и объем услуг, которыми пользуется клиент, и ассортимент этих услуг, как раз и определяет затраты и прибыль.

Точно так же как в сфере обслуживания различие между фиксированными и переменными затратами не играет существенной роли, основное предположение, которым пользуются при традиционном учете издержек, — о том, что труд может заменить капитал в работе, основанной на знаниях, — тоже оказывается несостоятельным. На самом деле в умственном труде дополнительные капитальные инвестиции, скорее всего, потребуют большего, а не меньшего труда. В больнице, покупающей новое диагностическое оборудование, никого не будут увольнять в результате такого решения. Скорее им придется нанять дополнительно четыре-пять сотрудников для обслуживания новой аппаратуры. Другие организации, занятые умственным трудом, тоже успели в этом убедиться.

В некоторых областях, например в исследовательских лабораториях, где оценить производительность не так-то просто, нам по-прежнему придется полагаться не на учет, а на предположения и собственные суждения. Но в большинстве случаев умственного труда и сервисной работы в течение нескольких лет мы должны разработать надежные инструменты для измерения затрат и их соотнесения с результатами.

Если лучше представлять себе учет издержек в сфере обслуживания и умственном труде, то это должно позволить разобраться в расходах на привлечение и удержание клиентов в бизнесе любого рода.

От учета издержек до контроля над результатом
От юридической выдумки к экономической действительности
2. Информация ДЛЯ создания богатства
Информация о производительности
Информация о компетентности
Информация о распределении ресурсов
Где же результаты?
3. Информация, необходимая менеджерам для работы
Организация информации
Никаких сюрпризов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru