Но мало знать всего лишь затраты на производство. Чтобы успешно работать на мировом рынке в условиях усиливающейся конкурентной борьбы, компания должна представлять себе свои издержки на всю экономическую цепочку, а также сотрудничать с другими звеньями этой цепи, чтобы свести к минимуму расходы и максимально увеличить доход. Значит, компании начинают отказываться от учета только того, что происходит внутри организации, и занимаются учетом издержек всего экономического процесса, в котором даже самая крупная компания является всего лишь одним из звеньев.
Компания как юридическое лицо является реальным объектом для акционеров, кредиторов, сотрудников и сборщиков налогов. Но с экономической точки зрения это всего лишь фикция. Тридцать лет назад компания Coca-Cola была мировым франчайзером. Продукцию выпускали независимые заводы. Сегодня эта компания владеет большинством разливочных заводов в США. Но любителям кока-колы, даже тем немногим, кто знают об этом, нет до этого абсолютно никакого дела.
На рынке значение имеет экономическая реальность, т.е. затраты на весь процесс, независимо от того, кто им владеет. Неоднократно в истории бизнеса никому не известная компания, которая, как казалось, появилась из ниоткуда, всего за несколько лет без каких-либо видимых усилий обгоняла признанных лидеров. Обычно это объясняется передовой стратегией и технологией, передовым маркетингом или экономичным производством. Но в очень многих случаях новичок заодно может похвалиться также невероятным преимуществом в затратах. Причина зачастую все та же: новая компания знает затраты на всю экономическую цепочку и управляет ими, а не только собственными расходами.
Наверное, самый известный пример компании, знающей затраты своих поставщиков и дистрибьюторов и управляющей ими, — это Toyota. Все ее поставщики и дистрибьюторы, естественно, являются членами кейрецу. С помощью этой сети менеджеры компании Toyota управляют всеми затратами на производство, сбыт и обслуживание автомобилей как одной системой издержек, а значит, могут направлять работу туда, где она стоит меньше всего и заодно приносит максимальный доход.
Управление всей цепочкой экономических затрат все больше будет становиться необходимостью. Менеджерам нужно организовать не только цепочку издержек и управлять ею, но и всем остальным — особенно корпоративной стратегией и планированием продукции — как одним экономическим целым, независимо от юридических границ отдельных компаний.
Мощная сила, подталкивающая компании к учету затрат всей экономической цепочки, — это переход от калькуляции цен на основе затрат к учету затрат на основе цены. Обычно западные компании начинали с издержек, наверх ставили желаемую рентабельность продаж и так определяли цену. Это была калькуляция цены на основе затрат. Но, например, компания Marks & Spencer уже давно переключилась на учет затрат на основе цены, при котором цена, которую покупатель готов заплатить, определяет допустимые затраты, начиная еще с этапа разработки. До недавнего времени компании, применявшие учет затрат на основе цены, были исключениями, теперь же этот метод получает все большее распространение.
Те же идеи применимы и к аутсорсингу, альянсам и совместным предприятиям, т.е. к любой структуре, которая строится не на контроле, а на партнерстве. Именно такие организации, а совсем не традиционная модель материнской компании с несколькими дочерними предприятиями, находящимися в полной от нее зависимости, все чаще используются в качестве образца для роста, особенно в условиях глобальной экономики.
Для многих компаний далеко не просто перейти к учету издержек всей экономической цепочки. Для этого требуется однообразие или, по крайней мере, совместимость учетных систем всех компаний-звеньев этой цепи. Но все они ведут учет по-своему. Более того, для учета издержек всей экономической цепочки нужен обмен информацией между компаниями, а на самом деле даже в рамках одной фирмы работники склонны скрывать известную им информацию.
Несмотря на все помехи, учет издержек всей экономической цепочки обязательно станет реальностью. В противном случае даже самая эффективная компания будет занимать все более невыгодное положение из-за своих затрат.
Информация о производительности
Информация о компетентности
Информация о распределении ресурсов
Где же результаты?
3. Информация, необходимая менеджерам для работы
Организация информации
Никаких сюрпризов
Выходим за пределы организации
Вывод