Эти три вида информации сообщают нам только о текущем состоянии дел. Они информируют и направляют тактику. Для стратегии же нам нужна организованная информация об окружающем мире. Стратегию необходимо основывать на информации о рынках, потребителях и непотребителях, о технологии в данной отрасли и в других отраслях, об изменениях в мировой экономике. Ведь именно там ощущаются результаты. Внутри организации существуют только центры затрат. Единственный центр прибыли — это клиент, чек которого не был возвращен банком.
Серьезные изменения всегда начинаются за пределами организации. Розничный торговец, возможно, очень многое знает о людях, делающих покупки в его магазине. Но каким бы успешным он ни был, любой розничный торговец может назвать своими клиентами лишь небольшую долю всех потребителей на рынке, большинство же из них остаются для него непотребимены, которые оказывают затем заметное влияние. По крайней мере, половина новых изобретений в технологии, которые изменили облик промышленности за последние пятьдесят лет, были сделаны за пределами самой промышленности. Коммерческие бумаги, которые произвели революцию в мире финансов в США, изначально появились не в банках. Молекулярная биология и генная инженерия развивались не в рамках фармацевтической промышленности. Хотя огромное количество бизнес-компаний будут по-прежнему действовать на местном или региональном уровне, все они, хотя бы в потенциале, могут столкнуться с глобальной конкуренцией из тех мест, о которых прежде никогда и не слышали.
Не вся необходимая информация о внешнем мире доступна, несмотря на существование узкоспециализированных изданий с большим тиражом. Например, нет никакой, даже самой ненадежной, информации об экономической ситуации в большей части Китая или о юридических условиях в странах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Но даже если информации в избытке, то многие компании не замечают ее. Многие фирмы в США в 1960-х годах вышли на европейский рынок, даже не задумываясь о тонкостях международного права. Европейские компании оказались так же слепы и плохо информированы в своем движении в сторону США. Одна из основных причин фиаско, которое потерпели японские инвестиции в недвижимость в Калифорнии в 1990-х годах, — это нежелание выяснить самые элементарные факты о принципах зонирования и налогах.
Серьезная причина неудач в бизнесе — это широко распространенное предположение о том, что условия, т.е. налоги, общественный закон, рыночные предпочтения, каналы сбыта, закон о защите интеллектуальной собственности и многое другое, должны быть такими, какими мы их себе представляем или, по крайней мере, какими нам бы хотелось их видеть.
Адекватная информационная система должна включать в себя информацию, которая заставляет менеджеров сомневаться в таком предположении. Она должна подталкивать их к тому, чтобы задавать правильные вопросы, а не просто получать сведения, на которые они рассчитывают. Это предполагает, во-первых, что менеджеры знают, какая информация им нужна, и регулярно получают ее. Во-вторых, необходимо, чтобы они систематически использовали эту информацию в процессе принятия решений.
Это только самое начало, всего лишь попытки создать "деловой интеллект", т.е. информацию о реальных и потенциальных конкурентах со всего мира. Многонациональные корпорации — например, Unilever, Coca-Cola, Nestle, некоторые японские торговые компании и несколько больших строительных фирм — прилагают все усилия к тому, чтобы разработать систему для сбора и организации внешней информации. Но в целом большинству предприятий еще только предстоит этим заняться. Эта задача стремительно выходит на передний план для всех организаций.
Организация информации
Никаких сюрпризов
Выходим за пределы организации
Вывод
ЧАСТЬ VIII. ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
34. Предпринимательский бизнес
Структуры
Чего делать не нужно
Вывод