На примере компаний, которые инвестировали средства в развивающиеся страны и оказались не готовы к краху азиатской экономики, становится понятно, насколько важно получать значимую информацию извне.
В конечном счете у менеджера есть всего один способ получить такую информацию: лично выйти за пределы организации. Какими бы качественными ни были отчеты, какая бы хорошая экономическая или финансовая теория ни была положена в их основу, ничто не может быть лучше личного, непосредственного наблюдения, причем в самой подходящей для этого форме.
Крупнейшая компания-поставщик медицинского оборудования в США была создана исполнительным директором, который сам четыре недели в году, т.е. по две недели дважды в год, замещал торговца, уходящего в отпуск. Того же он требовал и от всех руководителей высшего звена компании. Когда постоянный торговец возвращался, то клиент, например монашка, закупавшая товары для католической больницы, практически всегда спрашивал: "Что это за странный тип вас заменял? Он постоянно спрашивал, почему я покупаю товары у других поставщиков, а не у вас, и совершенно не стремился получить от меня заказ на ту продукцию, что вы продаете". Но именно в этом и заключался смысл упражнения.
Уже давно было замечено, что мало что так повышает эффективность работы врача, как две недели, проведенные в больнице в качестве пациента.
Исследование рынка, фокус-группы и тому подобного ценятся очень высоко, и это заслуженно. Но тем не менее они всегда сфокусированы на продукции компании, поэтому не обращают внимания на то, что покупает клиент и что его интересует. Только если менеджер сам почувствует себя клиентом, торговцем, пациентом, это принесет ему правдивую информацию извне. Но даже и эта информация все равно ограничивается потребителями и непотребителями компании. В таком случае, какая еще информация извне нужна менеджерам для выполнения своих обязанностей? И как они могут ее получить?
Это одна из причин, почему работать в качестве волонтера некоммерческой организации так важно не только для того, чтобы подготовить для себя новую профессию на вторую половину жизни. Это также очень полезный способ получать информацию извне, т.е. информацию о том, как другие люди с другой профессией, образованием, знаниями, ценностями и точками зрения видят мир, действуют и реагируют на него, принимают решения. Именно поэтому непрерывное обучение уже добившихся успеха взрослых людей приобретает все большее значение. Ведь во время таких университетских курсов сорокапятилетний успешный работник умственного труда — руководитель компании, юрист, ректор университета, настоятель церкви и т.д. — должен работать с людьми с иной подготовкой и иными ценностями. Это один из способов не только усовершенствовать свои знания, но и получить то, что нужно менеджерам: информацию об окружающем мире.
В долгосрочной перспективе информация о внешнем мире вполне может оказаться самой важной информацией, которая нужна менеджерам для работы. Вместе с тем она требует еще и систематической организации. Такая информация служит основой не только для правильных действий, но и для задач, речь о которых шла в главе 19, задач повышения производительности работника умственного труда, и пойдет в главе 45, где рассказывается об управлении собой. И тот и другой вид деятельности во многом зависит от того, насколько работники умственного труда понимают, какая информация им нужна для работы и какую они должны предоставить другим людям. Помимо этого, здесь необходимо систематически развивать методы, которые позволяют превратить хаотические данные во вселенной в организованную и сконцентрированную информацию для работы менеджера.
Вывод
Менеджер нуждается в информации трех основных видов, каждый из которых характеризуется особыми понятиями и инструментами. Во-первых, информация о том, что происходит внутри предприятия. Здесь мы используем стандартную информацию о бухгалтерском учете наряду с более новыми и быстро развивающимися методами учета издержек по видам деятельности, ЭДС и сопоставительным анализом. Во-вторых, необходимо налаживать связи между организациями, вез чего невозможно создать партнерства или альянсы. Учет издержек экономической цепочки - необходимый инструмент в данном случае. Наконец, необходима информация о внешнем мире, где, как правило, и происходят серьезные перемены. Интеллектуальные системы бизнеса необходимы для сбора и организации такой информации.
Менеджеры должны во многом полагаться на информацию, необходимую им для работы, информацию, которую они обязаны предоставлять другим людям, и на методы, с помощью которых они превращают хаотичные данные во вселенной в организованную и сфокусированную информацию как исходную точку для дальнейших действий.
34. Предпринимательский бизнес
Структуры
Чего делать не нужно
Вывод
35. Новое предприятие
Необходимость концентрироваться на рынке
Финансовая дальновидность
Создание команды топ-менеджеров
"Где я могу принести пользу?"