Как человек, особенно тот, который в своей работе пользуется знаниями, может стать эффективным и оставаться им в течение многих лет, в период перемен, во время продолжительной работы и многолетней жизни?
Поскольку этот вопрос связан с человеком, наверное, лучше всего начать с рассказа о себе самом. Я расскажу о семи случаях из собственного опыта, которые научили меня сохранять эффективность, способность к росту и переменам, а также позволили мне стареть, не становясь заложником прошлого.
Мне еще не было и восемнадцати, когда, окончив школу, я уехал из родной Вены в Гамбург, где стал стажером в фирме, экспортирующей хлопок. Мой отец был этому совсем не рад. В нашей семье в основном были государственные служащие, профессоры, юристы и врачи. Поэтому он хотел, чтобы я поступил в университет, но мне уже слишком надоело учиться, я хотел работать. Чтобы умиротворить отца, я поступил на юридический факультет Гамбургского университета, хотя на самом деле не собирался всерьез там учиться.
В те далекие дни, в 1927 году, чтобы считаться студентом университета в Австрии или Германии, не нужно было обязательно каждый день посещать занятия. Главное, получить подписи преподавателей в зачетке, а для этого не требовалось даже идти на лекции. Достаточно было дать небольшую сумму факультетскому посыльному, который затем нашел бы профессора и получил у него подпись.
Работа стажера в экспортной фирме оказалась ужасно скучной, и там я мало чему научился. В рабочие дни служба начиналась в семь тридцать утра и за кан ч и валась в четыре часа, а в субботу - в полдень. Поэтому у меня было много свободного времени.
По выходным мы с двумя другими стажерами (тоже из Австрии, но работавшими в других фирмах) обычно гуляли по красивым окрестностям Гамбурга, на ночь останавливались на молодежной турбазе, где нам бесплатно предоставляли ночлег, потому что официально мы считались студентами.
Пять вечеров в неделю я мог сколько угодно просиживать в известной городской библиотеке Гамбурга, которая находилась рядом с офисом.
Студентам университета позволяли брать сколько угодно книг. В течение пятнадцати месяцев я читал, читал и читал на немецком, английском и французском.
Случай первый: цель и видение благодаря Верди
Тогда же раз в неделю я ходил в оперу. Гамбургский оперный театр был и до сих пор остается одним из самых известных в мире. Денег у меня было крайне мало, потому что стажеры не получали зарплаты, но для студентов университета вход в театр был бесплатным. Нужно было всего лишь приходить за час до начала спектакля. За десять минут до начала дешевые билеты, которые остались нераспроданными, бесплатно раздавали студентам университета. В один из таких вечеров я отправился послушать оперу известного итальянского композитора XIX века Джузеппе Верди, - Фальстаф -было последнее произведение, которое он написал в 1893 году.
Сейчас эта опера стала одним из самых популярных творений Верди, но в то время ее редко ставили на сцене. И исполнители, и зрители считали ее слишком сложной.
Опера меня буквально покорила. В детстве я получил очень хорошее музыкальное образование, потому что во времена моей молодости Вена была очень музыкальным городом. Хотя я знал очень много опер, но ничего подобного мне слышать еще не доводилось. Я до сих нор помню, какое впечатление на меня произвел тот спектакль.
Немного покопавшись в литературе, я, к своему удивлению, обнаружил, что эту оперу, исполненную веселья, поразительной живости и жизненной энергии, написал восьмидесятилетний старик! Для меня, восемнадцатилетнего, восемьдесят лет казались тогда недостижимым возрастом. Сомневаюсь, что у меня вообще были такие старые знакомые. Мало кто доживал до таких лет в то время, когда продолжительность жизни даже среди здоровых людей составляла всего около пятидесяти. Затем я прочел, что сам Верди в ответ на вопрос, почему в его годы его считают одним из самых известных автором опер, писал, что приступил к работе еще над одной оперой, причем крайне сложной. "Всю свою творческую жизнь, — писал он, — я стремился к совершенству, но оно всякий раз ускользало от меня. Мне обязательно нужно сделать еще одну попытку".
Я навсегда запомнил эти слова — они произвели на меня неизгладимое впечатление. Когда Верди было восемнадцать, как мне в тот момент, он, несомненно, уже был опытным музыкантом. Я же не имел представления, кем буду, хотя уже точно знал, что едва ли стану успешным экспортером хлопка. В восемнадцать лет я был несмышленым, наивным и неопытным, как любой человек в таком возрасте. Только пятнадцать лет спустя, когда мне было уже за тридцать, я точно понял, что мне хорошо удается и какой группе я отношусь. Но тогда же я осознал, что, чем бы ни занимался в жизни, идеалом для меня всегда будет Верди. Я поклялся, что если доживу до старости, то ни за что не брошу свое дело, а буду так же активно продолжать его. Между тем я хочу стремиться к совершенству, несмотря на то, что оно, как я уже точно знал, всегда будет от меня ускользать.
Случай второй: "Их видят боги" - говорил Фидий
Случай третий: непрерывное обучение - решение журналиста
Случай четвертый: Критический обзор — урок главного редактора
Случай пятый: что нужно в новой должности - урок старшего партнера
Случай шестой: все нужно записывать — урок иезуитов и кальвинистов
Случай седьмой: какую память о себе оставить - урок Шумпетера
Всему этому можно научиться
Личная ответственность человека
Вывод