Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная управленческая деятельность — важнейший фактор функционирования и развития хозяйственных организаций в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется и развивается, приобретая все новые направления.

В настоящее время одним из приоритетных направлений перестройки управления украинской экономикой является выработка теоретических и практических позиций по применению менеджмента.

Организация — основа функционирования любой экономики. На уровне организации совершенствуются все основные микроэкономические процессы рыночного хозяйства.

Управление организацией имеет много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции. Однако определяющим и объединяющим фактором является формирование и развитие рынка, что, в свою очередь, вызывает необходимость широкого применения менеджмента. От организации требуется адаптация к рыночным условиям, преодоление многочисленных противоречий в экономических процессах.

Сегодня система подготовки высококвалифицированных кадров нуждается в такой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения глубокими знаниями экономического механизма менеджмента в полной мере.

Поэтому слагаемым успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение менеджеров нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных, психологических и технологических вопросах, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности организации.

Современная теория и практика менеджмента организации приобретает особое значение с точек зрения, во-первых, перехода украинской экономики на рыночные отношения, что требует глубокого изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена — предприятия.

Во-вторых, требуется комплексный подход к функционированию фирм (предприятий).

В-третьих, выход отечественных фирм (предприятий) на мировые рынки обуславливает необходимость глубокого изучения мировой практики.

Все вышеизложенное предъявляет высокие и жесткие требования к подготовке специалистов-менеджеров. Знание ими проблем теории и практики менеджмента является обязательным.

Данная книга может служить учебным пособием по менеджменту организаций, раскрывающим систему управления в крупных промышленных фирмах зарубежных стран и в Украине, поскольку в ней разработан комплексный подход по важнейшим направлениям деятельности организаций.

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом — "Менеджмент и маркетинг организаций", рассматриваются различные аспекты деятельности предприятий. Большое внимание уделяется классификации организаций, проектированию организационных структур, основным принципам и функциям управления. Включены такие важные вопросы, как выработка целей и стратегии развития организаций, процесс и методы принятия решений.

В этом разделе можно выделить отдельным блоком, состоящим из трех глав, проблемы маркетинга как важнейшей функции управления и, что особенно важно, сущность и функции маркетингового менеджмента, его организацию, планирование и мотивацию.

Завершают раздел две главы, в которых рассматриваются такие вопросы, как разработка и обоснование экономических отношений и политики по важнейшим направлениям деятельности организации, а также государственное и международное регулирование предпринимательской деятельности. В последней главе освещены проблемы организационно-правового регулирования образования и деятельности организации в странах ЕС, Устав европейской компании и политика ЕС в области конкуренции, что представляет большой интерес для отечественных организаций.

Второй раздел — "Инновационный и инвестиционный менеджмент" — состоит из двух глав.

В первой главе — "Инновационный менеджмент" — рассматриваются вопросы организации инновационного процесса и стадии разработки инновационных проектов. Во второй — "Инвестиционный менеджмент" — представлена конкретная разработка инвестиционных планов предприятия, методы оценки эффективности инвестиций, формирование оптимального портфеля финансовых инвестиций.

Значительный интерес представляет завершающий, третий раздел: "Управление рискозащищенностью организации". Изложены некоторые аспекты теории рисков, рассмотрены основные этапы ее становления и развития в современных условиях.

Обобщены психологические аспекты риска при принятии управленческих решений, а также проанализировано влияние внешних факторов и их изменений на риск, рассмотрены проблемы классификации рисков, описаны общие методы измерения рисков, позволяющие оценивать степень рисковости ситуации, представлены подходы к управлению рисками в современных условиях.

После изложения общих основ теории риска приведены конкретные примеры.

В данном разделе предпринята попытка систематизации системы различных рисков, действующих в рамках хозяйственной единицы.

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений по направлениям "Менеджмент" и "Маркетинг", а также для специалистов, которые занимаются разработкой и внедрением систем управления.

Книга будет полезна всем, кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.

В написании учебного пособия приняли участие коллектив авторов кафедры менеджмента Харьковского национального экономического университета — канд. экон. наук, доц. Киржнер Л. А. (гл. і_5, ю, 11), канд. экон. наук, доц. КиенкоЛ. П. (гл. 6,14,15), канд. экон. наук, проф. Тимонин А. М. (гл. 7,8,9), докт. экон. наук, доц. Лепейко Т. (гл. 12,13).

Авторы заранее благодарны всем за свои замечания и предложения по совершенствованию пособия.

Отзывы и пожелания просим отправлять по адресу: 61001, г. Харьков, пр. Ленина, 9а, ХНЭУ, кафедра менеджмента, ком. 225.

Раздел I. МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЕЕ ВНУТРЕННИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1.1. Природа организаций. Организация как термин, ее основные характеристики
1.2. Классификация хозяйственных организаций
Вид и характер хозяйственной деятельности и услуг
Правовое положение фирмы
Характер собственности.
Принадлежность капитала и контроль
Сфера деятельности
1.3. Методика и источники изучения организаций
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru