Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - Способности учителя передавать знания учащимся

Хорошее знание ученика, понимание его психологии нужны учителю как средство для осуществления учебной и воспитательной работы с этим учеником.

Отсюда прямой переход к другому качеству учителя - его способности передавать ученикам учебный материал, делать его доступным для учащихся.

Успех понимания и усвоения этого материала зависит от трех факторов: 1) от особенностей того, кто обучается, 2) от того, чему его обучают, и 3) от того, как его обучают.

Если для первого из этих факторов необходима указанная выше способность понимания ученика, то для второго и третьего факторов нужны: 1) правильная оценка учителем учебного материала (с точки зрения особенностей восприятия его учеником), 2) удачная реконструкция его (в том случае, когда она необходима) и 3) умелое преподнесение его учащимся.

В успешном выполнении этих трех задач и состоит проявление способностей учителя к передаче учебного материала учащимся <...>.

Творчество в работе учителя

Реконструкция учебного материала учителем в целях наилучшего понимания его учащимися - процесс несомненно творческий <...>.

...Вопрос о творческой работе учителя - это по существу и есть вопрос об его педагогических способностях. Одаренный педагог никогда слепо не следует чужим образцам, Он изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда механически не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек, чем тот, чья работа ему понравилась. Чужой хороший опыт способный педагог всегда перерабатывает применительно к своим условиям. Занимаясь из года в год преподаванием в одном и том же классе (например, в V или в VI), такой учитель не повторяет полностью свои уроки, не следует определенным шаблонам, а к каждому уроку готовится заново или вносит в старые конспекты изменения в соответствии с составом учащихся, их знаниями, развитием и т. д.

Творчество учителя проявляется в изобретательности, в придумывании разнообразных приемов обучения <>.

...Как на одно из проявлений одаренности учителя, надо указать на появляющееся у него особое психическое состояние, которое можно назвать творческим вдохновением. Оно связано с большим внутренним подъемом и возникает нередко непроизвольно под влиянием какого-либо внешнего фактора. Для многих одаренных учителей таким фактором является наличие аудитории <...>.

...Существенное значение имеют и способности учителя к овладению преподаваемым предметом.

Дети любят и уважают учителей, прекрасно знающих предмет, который они преподают <...>.

...Педагог, интересующийся своей наукой и имеющий способности к ней, не просто усваивает определенную сумму знаний, которую передает своим ученикам из года в год в более или менее трафаретной форме, а постоянно освежает свои знания, систематизирует их, обобщает.

Надо сказать, что учащиеся отличаются удивительным умением правильно устанавливать степень подготовленности учителя и прежде всего уровень его знаний. И свой авторитет учитель завоевывает прежде всего тем запасом знаний и теми способностями, которые он проявляет в области своей дисциплины. Дети всех возрастов искренне восхищаются умением учителя быстро разобраться в трудном вопросе, легко решить сложную задачу, найти оригинальное решение проблемы, артистически прочитать художественное произведение и т. д. и т. и. И наоборот, ничто так не подрывает авторитет педагога, как проявление неспособности или незнания по своему предмету.

Но можно ли установить прямую зависимость между способностями к той или иной науке и положительными педагогическими качествами, сформулировав это положение так; чем способнее учитель к предмету, тем больше способностей он обнаруживает и к его преподаванию? Такое положение нельзя признать правильным. Встречаются такие учителя, которые имеют большие способности к учебному предмету, но именно это-то и мешает им стать хорошими преподавателями, так как все им кажется очень простым, понятным, не требующим больших пояснений. Происходит это потому, что у этих учителей отсутствует необходимая педагогическая направленность, умение стать па точку зрения ученика. Но, если эта направленность у педагога имеется, его способности к предмету проявляются и в способностях к преподаванию.

Такой педагог не просто "излагает" учебный материал ученикам, он часто в классе как бы "ищет" правильный ответ на поставленный вопрос, делая и учащихся участниками такой работы <...>.

Творчество в работе учителя
...Речевая одаренность учителя
Организационные способности учителя
О способностях учителя к воспитательной работе
Педагогический такт
О людях, неспособных к педагогическому труду
О некоторых способностях, необходимых педагогу в условиях перестройки школы
Г. С. Костюк. здібності та їх розвиток у дітей. Навчання і праця - шлях розвитку здібностей


© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru