Способности к воспитательной работе можно выделить только очень условно, так как процесс воспитания трудно отделим от обучения, и те способности, которые являются условием успешной передачи учащимся знаний и навыков, чаще всего помогают достижению и воспитательных целей; и, наоборот, то, что обеспечивает хорошее воспитание, является в то же время условием и успешного обучения.
Говоря все же о способностях к воспитанию, необходимо указать ряд качеств учителя, которые нельзя назвать педагогическими способностями, но которые являются необходимыми данными для успешной деятельности педагога.
Сюда надо отнести ряд качеств личности учителя <...>.
...Большое место среди педагогических способностей занимает комплекс таких качеств, которые можно назвать способностью к пониманию психологии воспитанника. Сюда входит уже упоминавшаяся нами, но в связи с обучением, способность педагога стать на точку зрения ученика, посмотреть на предмет, явление его глазами. Но здесь надо говорить уже про более глубокие и широкие представления педагога о внутреннем мире своих воспитанников, про знание особенностей их темпераментов, характеров, привычек, интересов, способностей и др. Эти представления и знания есть результат той наблюдательности по отношению к людям, которая является важной способностью педагога.
Наблюдательность трудно отделить от некоторых качеств ума, позволяющих проявить догадливость, сообразительность, находчивость <...>.
Педагогический такт
Хорошему педагогу-воспитателю необходимо то свойство, которое принято называть педагогическим тактом.
Педагогический такт проявляется, в частности, в том, чтобы найти умелый, правильный подход к воспитанникам, суметь оказать на них необходимое влияние. Педагогический такт помогает строить воспитательную "работу с детьми так, чтобы они не чувствовали себя "объектами воспитания" <...>.
Одним из составных элементов педагогического такта является чувство меры. Это качество необходимо везде, большое значение оно имеет и в педагогической работе. Здесь многие средства могут иметь положительное влияние, если они проводятся в определенных границах. Но любое мероприятие в отношении воспитанника: похвала, поощрение, наказание, выговор, замечание - могут иметь результаты прямо противоположные тем, на которые они рассчитаны, если педагог потерял чувство меры.
Педагогический такт воспитателя сказывается не только в разумном активном воздействии на детей, но и в своевременном и умелом воздержании от какого либо мероприятия (в частности, от излишних советов, поучений и т. п.).
О людях, неспособных к педагогическому труду
Для изучения педагогических способностей большое значение имеет сравнение их с качествами противоположного характера, говорящими о недостатке у учителя данных для педагогической работы <...>.
...неспособных учителей можно разделить на две группы. К первой из них мы относим тех, кто во многих отношениях стоит на достаточно высоком уровне и общей культуры, и волевых качеств, но имеет какой-нибудь недостаток со стороны чисто педагогических способностей <...>.
...Среди людей, менее способных к педагогической работе, нельзя не указать тех, у которых недостаточно развиты волевые качества. Этих людей можно разделить на две группы: лиц, у которых имеются отдельные компенсируемые недостатки, и людей, у которых волевая неполноценность выражается в целом ряде качеств, делающих их вообще малоспособными к педагогической работе <...>.
Примером первой группы может быть преподавательница химии И. Она может неплохо вести уроки, но отличается недостаточной требовательностью и строгостью к учащимся. На уроках у нее дети подсказывают, на контрольных работах списывают. Она видит это, грозит учащимся, но никогда своих угроз не приводит в исполнение. Это знают дети и пользуются слабостью учительницы. Та понимает, что надо более категорически приказывать, а главное, проверять исполнение, но для нее это тяжело, она - по натуре добрый, веселый человек. Поэтому, сделав строгое замечание, она через минуту улыбается той же ученице, и та чувствует, что никаких неприятностей от неповиновения не последует. Здесь слабость воли учительницы заключается в неспособности к завершению своих действий, в неумении доводить начатое до конца.
Значительно труднее работать педагогам, которых мы относим ко второй группе неспособных о.
...Растерянность, невниматепьность сочетаются у <...> с неспособностью предъявить ученику определенные требования, с забыванием того, что делалось на предыдущих уроках, и т. п. <...>
...Учитель не замечает ни своей позы, ни реакции на это некоторых школьни-ков. Этот педагог почти никогда не успевает выполнить ппан урока в попоженное для него время. Задание на дом он, как правило, дает после звонка. Поэтому на следующем уроке оказываются дети, которые "не знали, что было задано".
Таким учителям трудно работать в школе, и многие из них вынуждены оставлять педагогическую работу.
Как показывают наши продолжительные наблюдения, случаи компенсации отсутствующих способностей здесь имеют место довольно редко.
О некоторых способностях, необходимых педагогу в условиях перестройки школы
...Для работы в новых условиях учителю необходимо иметь широкий кругозор, интересоваться окружающей жизнью, наукой, искусством, литературой, т. е. учитель должен иметь хорошую общую ориентировку в окружающей действительности и обладать "чувством нового".
Способность к творчеству, изобретательность учителя, о чем уже была речь, проявляются в условиях новой школы также и в том, чтобы умело находить наиболее рациональные формы включения детей в общественно попезный труд, так, чтобы он имел необходимое педагогическое, а также и производственное значение <...>.
...Одним из важных требований, предъявляемых к новой школе, является максимальная активизация обучения и приучение учащихся к самостоятельной работе.
Для осуществления этой задачи учителю необходимо обладать качествами, обусловливающими развитие у учащихся инициативы и стремления к самостоятельному труду и приобретению знаний.
Важным условием воспитания у детей привычки мыслить является склонность самого учителя вдумываться в преподаваемый материал. Такой учитель и у детей вызывает любознательность и большое стремление узнать причины тех или иных явлений, которые описаны в учебнике.
Учить детей думать и работать самостоятельно может только тот учитель, который обладает наблюдательностью и некоторой сдержанностью и не спешит с оказанием помощи ученикам.
Особо надо выделить политехнические и технические знания и способности учителя. В какой-то степени они нужны всем учителям, по, разумеется, преподавателям физики, химии, математики, черчения нужны в гораздо большей степени. Способности к приобретению политехнических знаний тесно примыкают к тем качествам, которые мы назвали хорошей общей ориентировкой в окружающей действительности. Достаточно ясно то, что учитель новой школы будет тем успешнее работать, чем больше у него способностей к приобретению политехнических сведений, знаний о природных и экономических условиях местного края, к знакомству с основами производства, сельским хозяйством, к приобретению некоторых трудовых навыков в области того учебного предмета, который он преподает.
Почти все лучшие учителя, <...>, отличаются целым комплексом качеств, позволяющих им осуществлять психологическую подготовку детей к труду. Составными элементами этой важной педагогической способности являются данные к тому, чтобы убедительно показать детям значение труда, понимание учитепем психологии детей, способность заинтересовать их работой и большая требовательность к ним.
Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы. / Под ред. Н.Д.Левитова и В.А.Крутецкого. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 232-274.