У учителя, одаренного в речевом отношении, речь отличается рядом качеств, которые придают ей педагогический характер. Прежде всего это - всегда направленная, обращенная, в широком значении этого слова, речь, произносимая в целях решения определенной, четко поставленной задачи. Сообщает ли учитель ученикам новые знания, проверяет ли их, хочет ли убедить детей а чем-то, выражает ли одобрение или порицание их работе и поведению во всех случаях речь талантливого педагога отличается активностью, внутренней силой, верой в то, что говорится, действенностью, и потому она оказывает соответствующее воздействие.
С точки зрения структуры речи способный педагог чаще всего строит ее в форме диалога. На уроке учитель прибегает и к рассказу, и к лекции, и к беседе. Но даже в тех случаях, когда педагог подолгу говорит один, он придает своей речи своеобразную форму беседы: ставит вопросы и сам отвечает на них, употребляет выражения, не только мобилизующие внимание ("посмотрите",
"будьте здесь особенно внимательны" и др.), но и активизирующие мысль ученика ("подумайте", "что вы скажете?" и др.). Все это говорит о том, что речь учителя представляет собой как бы "внутренний диалог".
Речь способных учителей нередко обладает большим, но не ложным пгфо-сом, она бывает полна энтузиазма, конечно, только в тех случаях, где он уместен. Этим подчеркивается большая значимость сообщаемых фактов и глубокая заинтересованность в деле самого рассказчика. О событиях и о научных открытиях педагог рассказывает с таким чувством, точно он сам во всем этом принимал участие, переживал, страдал и радовался вместе с людьми науки и современниками описываемых событий и т. д.
Речевая одаренность учителя имеет две стороны: I) способности к безукоризненному владению средствами языка и 2) способности к общению посредством речи Способности к владению языковыми средствами выражаются в том, что речь человека отличается стройностью, плавностью, она приятна для слуха, в ней нет ошибок с точки зрения стиля, грамматики, фонетики, она отличается большим словарным запасом, является интонационно яркой, выразительной и т. п.
Способности к общению посредством речи заключаются прежде всего в умении излагать свои мысли ясно, просто, понятно.
Ясность, простота, доступность речи зависят от конкретности излагаемого материала, от последовательности изложения, от отсутствия сложных словесных конструкций и трудных терминов и т. п. Краткость речи, отсутствие длинных фраз, сложных переходов - одно из условий понятности речи. Однако способный педагог никогда не вдается в другую крайность. Иногда излишне краткая речь становится малопонятной учащимся. Слишком сжатая, концентрированная речь нередко становится сухой и скучной. Кроме того, очень насыщенная содержанием, загроможденная благодаря этому большим количеством фактов и явлений, она может стать и малопонятной учащимся. Способный учитель часто делает экскурсы в прошлый учебный материал, что делает его объяснения более длинными, но зато более ясными для школьников.
Характерной особенностью многих хороших учителей является то, что их речь очень ярка, образна, в ней много сравнений, эпитетов, метафор и т. п. Все это действует на эмоции слушателей, раскрывает существо вопроса в простой, доступной и хорошо понятной форме.
Благоприятно действует на учащихся и уместный юмор, шутка учителя. Это оживляет урок, вносит бодрую жизнерадостность, освежает ум, благодаря чему возникает веселый трудовой подъем в работе.
Но хороший учитель не злоупотребляет этими приемами, понимая, что чувство меры здесь необходимо более чем где-либо.
О способностях учителя к воспитательной работе
Педагогический такт
О людях, неспособных к педагогическому труду
О некоторых способностях, необходимых педагогу в условиях перестройки школы
Г. С. Костюк. здібності та їх розвиток у дітей. Навчання і праця - шлях розвитку здібностей