Школьному учителю приходится иметь дело не с одним учеником, а с целым классом. Работа с коллективом детей требует особых способностей, представляющих собой сложный комплекс качеств, которых может и не быть у преподавателя, ведущего занятия с одним человеком, допустим, в домашних условиях.
В числе этих качеств прежде всего нужно отметить самообладание. Надо сказать, что "публичность" работы учителя не для каждого оказывается приемлемой. У некоторых людей необходимость "быть на глазах" даже у незначительного числа зрителей и слушателей вызывает астенические эмоции, мешающие работе, не дающие возможности должным образом сосредоточиться на ней, думать о том, что говоришь и делаешь, о том, что происходит в классе, и т. п. Особенно сильно может проявляться это неприятное состояние при первой встрече с учащимися. Психологически оно обусловлено некоторой робостью, застенчивостью чеповека, неуверенностью в себе, известной долей замкнутости и представляет собой своего рода охранительный рефлекс, связанный с желанием не вступать в общение с людьми, по возможности избежать его, если оно может закончиться неудачей и неприятными последствиями. Этим качеством чаще всего обладают или люди вообще очень робкие, неуверенные в себе и не чувствующие себя способными, в частности, к педагогической работе, или, напротив, люди в какой-то мере, может быть, даже одаренные, но отличающиеся болезненным самолюбием, боящиеся того, "что о них подумают" другие. В классе же много строгих критиков, расположенных к насмешке, "разыгрыванию" и т. п. Поэтому детский коллектив особенно пугает такого учителя, причем даже опыт и понимание того, как надо себя держать, каким образом вести работу, здесь не всегда помогают, так как контроль за своим поведением в таких случаях исчезает или значительно ослабляется <...>.
...Организаторские способности учителя проявляются в умелом планировании работы и в выполнении этого плана. Малоспособные учителя отличаются тем, что они никогда не укладываются в намеченные сроки, часто уже после звонка заканчивают урок, дают домашние задания на перемене и т. п. У хорошего же педагога проявляется чувство времени, представляющее собой специфическое восприятие, дающее возможность, почти не справляясь с часами, верно распределить работу так, чтобы кончить все, что намечено, точно к звонку. При этом учитель не спешит, так как спешка вредно отражается на усвоении, но и не "растягивает" объяснения и работу. Здесь, как и во всей работе педагога, имеет значение опыт, однако дело не только в нем <...>.
...Существенную роль в организации работы учителя имеют некоторые особенности его психических процессов, в частности умение распределять свое внимание. Это качество позволяет учителю одновременно выполнять несколько дел: следить за своей речью, за объяснениями, за ответами и поведением 30 или 40 учащихся, за временем, чтобы выполнять все намеченное; если в этот момент у доски работает ученик, то надо видеть и то, что он делает, и т. п. Для такого многолинейного распределения внимания необходим ряд условий: 1) отсутствие ненужного, вредного волнения, так как нервное напряжение очень уменьшает способность распределять внимание; 2) наблюдательность; 3) понимание внутреннего состояния детей в данный момент, умение в какой-то мере разбираться в их настроениях и намерениях по выражению лица, по отдельным движениям; 4) отличное знание того учебного материала, который преподается, и прочное овладение требуемыми навыками, так как это дает возможность учителю меньше сосредоточиваться на том, что он излагает или делает; 5) знание каждого ученика, его характерологических особенностей.
Большое значение имеет находчивость учителя, способность быстро сообразить, как надо вести себя в той ипи иной ситуации. Учитель имеет дело с коллективом, здесь многое меняется, в любой момент может возникнуть какое-нибудь осложнение, и поэтому быстрота мысли, легкая и точная ориентировка в ситуации, скорая и при этом правильная реакция на стимул являются важными задатками педагогических способностей. Как правило, среди людей медлительных, вялых, малоподвижных, флегматичных встречается меньше одаренных педагогов, чем среди людей живых, быстрых, энергичных, легко и скоро на все откликающихся.
Педагогический такт
О людях, неспособных к педагогическому труду
О некоторых способностях, необходимых педагогу в условиях перестройки школы
Г. С. Костюк. здібності та їх розвиток у дітей. Навчання і праця - шлях розвитку здібностей